Партия «Свобода» раскручивает новый языковой конфликт. В парламенте зарегистрирован проект закона об уголовной ответственности за неуважение к украинскому языку, который предполагает от 3 до 7 лет лишения свободы непонятно за что. А также создание службы «мовных инспекторов» для выискивания нарушителей и последующего их наказания. Оппозиция своим союзникам не возражает. Молчит и власть. Пока резко выступили против нарушения конституционных прав граждан лишь коммунисты…
ДИКИЙ ЗАКОНОПРОЕКТ
Украина семимильными шагами движется к межнациональной вражде. С подачи ультраправых в политический обиход возвращаются термины, знакомые нам по фильмам о гитлеровской Германии. Например, титульная нация. Правда, нынешние идеологи вопроса забывают, что фашисты определяли принадлежность к высшей расе путем замера черепа. И славяне, в том числе и украинцы, тут же отбраковывались. Их место, по мнению гитлеровцев, было в концлагерях и на принудительных работах.
В концлагерях и за колючей проволокой может оказаться большая часть населения Украины, если будет принят абсолютно дикий законопроект «Свободы» №2601 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно наказания за действия, направленные против государственного языка)». Это продолжение пресловутого законопроекта №1233 «О функционировании украинского языка как государственного и порядке применения других языков в Украине», в создании которого поучаствовали также представители УДАРа и БЮТ.
В чем суть предлагаемых «новаций»? Добавить к уже существующим бюрократическим органам еще три: Национальную комиссию по стандартам украинского языка, Уполномоченного по защите государственного языка и Службу языковых инспекторов.
Особо интересен последний орган с карательной функцией. Его задача выискивать тех, кто недовыполняет нормы закона, и заставить их полюбить мову насильно, под страхом наказания, из-под палки.
Понятно, что таким способом армию украиноговорящих граждан не увеличишь. Наоборот, пойдет ответная реакция на давление, и те, кто общались на двух языках, станут демонстративно говорить на русском.
Социологические исследования показывают, что до 30% граждан, считающих своим родным язык украинский, предпочитают в повседневной жизни использовать русский. Есть целые регионы, где русский язык традиционно доминирует. А с 2012 года он имеет также и юридический статус регионального в ряде юго-восточных областей и Крыму.
Означает ли это, что целые области нужно обнести колючей проволокой, а население подвергнуть пыткам языковой инквизиции, только потому, что люди там не молятся на образ Бандеры и не разделяют идеологии «Свободы»? Вопрос, понятное дело, риторический.
Нериторическим является вопрос, почему молчит власть? Не реагирует прокуратура? Ведь даже поверхностный юридический анализ мовных инициатив «Свободы» совершенно четко указывает на вопиющее нарушение Конституции.
ПУГАЛО В СТАНЕ ВРАГА
Может, кто-то забыл, но в Конституции есть статья 10-я, где четко сказано, что «в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины». А есть статья 24-я, которая констатирует, что «не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам».А то, что продвигает «Свобода», следовало бы рассматривать под призмой ст. 161 ч.2 Уголовного кодекса Украины (разжигание межнациональной розни).
Почему этого в упор не видит оппозиция – понятно: они со «Свободой» – политические попутчики и друг друга не критикуют. Во всяком случае до тех пор, пока их дороги не разойдутся на президентских выборах. А вот поведение власти вызывает удивление. Хотя чему удивляться: власти выгодно иметь в стане врага такое замечательное пугало, которое своим необузданным радикализмом отбивает голоса умеренных избирателей у кандидата-оппозиционера. Но эта тактика понятна стратегам из партийных штабов, а не простым смертным.
«Люди хотят четкого ответа от власти — гарантируются ли им права, предоставленные Конституцией, или потом окажется, что дети из русских школ, скажем, не поступят в национальные вузы, — говорит лидер коммунистов Петр Симоненко — Но власть этого ответа не дает.
Мы поддерживали и голосовали за «закон о языках», считая, что это пусть и маленький, но все-таки шаг в сторону наших избирателей. Но, в принципе, этот закон проблему не решает, поскольку русский язык как был, так и остался формально языком национального меньшинства. А те решения о придании ему статуса регионального, которые спешно принимали на уровне областей, районов и городов, только усугубляют раскол в обществе.
Поэтому наша позиция в этом вопросе неизменна: русский язык должен получить статус второго государственного. И это должно быть отражено в Конституции. А кто не согласен, давайте вынесем этот вопрос на всеукраинский референдум, и пусть народ даст ответ», — заявляет лидер КПУ.
Петр Симоненко уверен, что раскручивание «языкового вопроса» и нагнетание вокруг него конфликтной обстановки ведет к расколу Украины с последующей федерализацией. Попытка ввести языковую инквизицию стоит в одном ряду с героизацией ОУН-УПА, уничтожением памятников героям ВОВ и внедрением фашистской символики.
«Но заметьте, что наши избиратели ведут себя крайне толерантно и не призывают обносить колючей проволокой Галичину или сажать в тюрьму за нацистские выходки. В этом разница между нашей идеологией и той несвободой, которую нам навязывает «Свобода», не имея на то ни политического мандата, ни морального права», — подытоживают коммунисты.