В ноябре месяце все рестораны, парикмахерские, химчистки, кафе и даже интернет-магазины должны «заговорить» по-украински. К этому их принуждает статья закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», принятого почти два года назад с подачи Порошенко-Парубия. Документ давал отсрочку в 18 месяцев для внедрения «мовной» практики в работе и в быту, и вот этот срок истек.
Новый Президент Зеленский, на выборах обещавший русскоязычным избирателям «золотые горы», даже не почесался, чтобы приостановить широкую поступь закона, ущемляющего конституционные права миллионов граждан. Причем, именно тех, кто проголосовал за «приговор» Порошенко весной 2019-го.
Примечательно, что вводить драконовские нормы «мовного закона» до местных выборов зе-власть побоялась – рейтинги «Слуг» и без того падают стремительным домкратом. И закрытая и открытая социология дает партии власти не более 25% поддержки, да и то не во всех регионах. А если бы «зеленые» нагнули страну «мовным законом», то у них могло бы не хватить силенок перешагнуть проходной барьер. Тем более, что 10 сентября были обнародованы результаты социологического исследования, проведенного фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива совместно с социологической службой Центра Разумкова.
И на вопрос о нарушениях прав русскоязычных граждан почти 37% опрошенных ответили, что «постоянно нарушаются» и «в отдельных случаях нарушаются». Более трети населения, между прочим. Но самая мякотка кроется в распределении ответов по регионам. Даже в западных областях Украины каждый шестой говорит об ущемлении и постоянном нарушении базовых прав, а уж на юго-востоке процент униженных и оскорбленных ницоями-дроздовыми вообще зашкаливает – более 60%. Заметим, что на юге и востоке как раз проживает основная часть граждан, для которых русский язык является родным.
В общем, власть испугалась потерять остатки рейтингов перед выборами, но от планов насильственной украинизации имени Парубия не отказалась. И народ потихоньку начинают готовить к жизни в украинском гетто, где запрещены книги, фильмы, обучение на русском. И даже кассирша или парикмахерша обязаны рассчитывать и стричь клиента исключительно на украинском языке.
Кстати, о кассиршах. Снова возникла «языковая инспекторша» Лариса Ницой, и снова в магазине. Детская писательница устроила традиционный скандал, напав на беззащитную кассиршу в супермаркете «Варус» на въезде в Киев. Правда, мелочью в лицо не кидала, однако устроила показательную порку сотрудникам маркета.
«Понимаете, — начинаю вежливо объяснять «бедной кассирше», которая игнорирует мою просьбу говорить на русском — у меня на войне погибли друзья. Те, кто в них стреляли, говорили на русском. Поэтому вы у меня ассоциируетесь с врагом», — рассказала Ницой о мотивах свой атаки на девушку из Владивостока, сидящую за кассой. Почему-то никто из украиноязычных патриотов Коломыи, Стрия, Франика не захотел заниматься такой неблагодарной и тяжелой работой – все подались в активисты. Однако Ларису Ницой этот вопрос не заботит: она прочла сотруднице «Варуса» нотацию о том, что «в Конституции нигде не написано, что вы меня в магазине должны обслуживать на русском. Более того, в Украине действует закон о языке, в котором сказано, что в публичном пространстве применяется украинский язык. Поэтому закон на моей стороне. Если вы не верите мне, я вызову полицию и пусть она вам объяснит», — припугнула «пейсательница». При этом «оральная активистка» соврала дважды. Никакой закон, даже мовный, не может быть выше Конституции. А в 10 статье Основного закона четко записано, что «в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины». Да, в нормальных странах таким как Ницой запретили бы качать права еще на уровне руководства супермаркета, но в Украине запуганные менеджеры встали на сторону «защитницы мовы». Ну а как иначе, если расправой всем, кто смотрит российские сериалы по телеку или пользуется «Яндексом», угрожает сам секретарь СНБО?
Совбез в лице его секретаря Данилова не только пригрозил «вычислить по ай-пи» пять миллионов пользователей «ВК», но и ввел запрет на кошельки веб-мани, интернет-магазины РФ, российские сериалы, книги и музыку, а также на просмотр спутникового телевидения. Всех, кто слушает Шуфутинского в маршрутке или смотрит сериал «Родина», поставят на учет в полицию – для этого министр МВД Аваков уже формирует «киберотряды», которые будут работать везде, от детсада до сельсовета, выявляя неблагонадежных. Ведь все эти люди, по твердому убеждению Данилова-Авакова – злостные распространители российского контента. Они слушают оккупационную музыку, впитывают в себя оккупационные новости, и их данными вовсю пользуются российские спецслужбы. Что это, как не полная зачистка «русского поля» в угоду воинственным украинизаторам? Чтоб знали свое место эти людишки «третьего сорта», которым Ницой и Фарион еще позволяют дышать. Ну, еще и работать (и платить налоги) в бюджет независимой и очень суверенной страны. По сути, на наших глазах воплощаются самые смелы идеи авторов закона о коллаборантах, разработанные в прошлом созыве депутатами от «Народного фронта» (Привет Авакову!): концлагеря, поражение в правах, насильственная украинизация «русскоязычного быдла». Немного не дотягивает до измерения черепов, но все впереди, если украинцы и дальше будут терпеть эту власть.
А еще, согласитесь, нельзя было найти более убедительной мотивации для жителей Донбасса, которых Украина якобы хочет вернуть.
Впрочем, блогер Инга Кирюхина считает, что вся эта русофобская истерия разыграна перед выборами именно для жителей юго-восточных областей – чтобы «отвернуть» их от участия в голосовании, уменьшить явку и снизить процент поддержки тем силам, которые отстаивают права русскоязычных граждан. А депутат Макс Бужанский уверен, что выныривание Ницой из небытия – это показатель того, что агрессивное меньшинство рулит в стране и топчет никем не защищаемое и пассивное большинство. «Плохой сигнал для партии власти, считайте, что она бросила в нас мелочью, коллеги», — написал нардеп. Но это плохой сигнал и для тех жителей Юго-востока кто верил, что со сменой Порошенко на Зеленского в стране что-то изменится.
Примечательно, что пока Ницой скандалила на кассе, глава МИД Кулеба оперативно мотнулся в Закарпатье, чтобы выведать у коллеги Сиярто, не изменилась ли точка зрения официального Будапешта на языковый закон, из-за которого Венгрия блокирует сближение Украины с ЕС и заседания комиссии «Украина — НАТО». Судя по тому, что стороны договорились о работе межправительственных групп — по вопросам нацменьшинств, образования – Венгрия своих позиций не сдает, и «своих на Закарпатье не бросает». Глава МИД Венгрии сообщил: как только закарпатские венгры доложат, что с языковыми правами и образованием на родном языке все в порядке, так украинско-венгерские отношения сразу войдут в нужное русло. Пока сигналов не поступало, зато интересно будет посмотреть на украинского омбудсмена или местных «слуг народа», которые после 16 ноября объявят жителям приграничного региона о том, что все СТО, пекарни, кофейни, отели переходят на второй по милозвучности язык. А кто не захочет переходить с венгерского «Igen» на украинское «так», того будут штрафовать на сумму в 300-400 необлагаемых минимумов.
«В связи с этим, считаю необходимым, чтобы языковый омбудсмен Кремень в этот день отбыл на Закарпатье и лично проконтролировал, как это работает в упомянутых сферах бизнеса, принадлежащих украинцам-этническим венграм. Вот прямо так и зашёл вечерком на СТО на окраине Берегово и радушно сообщил «парни, с вас по 400 необлагаемых минимумов для начала». Просто интересно, как пойдёт. Ставлю на СТОшников, если что», — иронично прокомментировал новую волну языкового насилия «слуга» Бужанский.
Правда, многим не до иронии. И если за этнических венгров Закарпатья немедленно впишется Будапешт, то жителям восточных регионов рассчитывать можно только на оппозиционные силы, последовательно отстраивающие права русскоязычных граждан. Ведь все выглядит так, что в любой точке мира за пределами нашей страны на русском языке запрещают говорить меньше любому, чем в Украине — своим гражданам. Это подтверждает и лидер ОПЗЖ Виктор Медведчук. Именно поэтому партия «Оппозиционная платформа ‒ За жизнь» всегда боролась и будет бороться за права русскоязычных, как и за права всех украинских граждан вне зависимости от того, какой язык для них является родным.
Медведчук считает, что пришла пора изменить политику дискриминации русского языка в стране. Тем более, что и Декларация о суверенитете, и Конституция Украины имеют противоположную позицию, чем та, что заложена в законе «О функционировании украинского языка, как государственного». Напомним, что с подачи ОПЗЖ этот закон стал предметом рассмотрения Конституционного суда, тогда как глава государства палец о палец не ударил для решения языковой проблемы, разрывающей Украину на части.