Проект закона «О языке» предполагает создание новых госорганов, госреестра, выдачу сертификатов по результатам обязательных экзаменов, проверку бизнеса. Авторы делают вид, что это не потребует расходов. А эксперты прогнозируют «языковую» коррупцию и обострение социального конфликта
Сколько стоит «ничего»
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5670 "О языке".Его авторами выступили 33 депутата из разных фракций. Одни из авторов — Игорь Луценко восклицает: «Мы — на войне, и основные сражения ее сейчас без единого выстрела разворачиваются здесь, на просторах мирных городов. Мы должны принять законодательство о защите государственного языка, чего бы нам это не стоило сейчас. Мы это сделаем».
Нардепы требуют отменить действующий закон об основах государственной языковой политики, который фактически позволяет использование двух языков (украинского и русского) в 13 регионах страны, где русский является родным для 10% населения. Конституционный суд уже рассматривает вопрос о неконституционности этого закона.
Взамен вводится обязательное использование украинского языка во всех сферах государственной и общественной жизни, а также в СМИ. Авторы утверждают, что реализация законопроекта «не требует дополнительных расходов из бюджета».
При этом планируют создание ряда госорганов. При Кабмине вводится должность Уполномоченного по защите государственного языка с собственным секретариатом. Ему будут подчинены 27 языковых инспекторов (со статусом начальника департамента министерства) , которые будут проводить инспекции как по жалобам, так и по собственной инициативе.
Ориентироваться в своей работе они будут на стандарты, установленные Нацкомиссией. Эта комиссия в составе представителей Минюста, Минкульта, Минобразования, Миграционной службы и т.д. также обладает постояннодействующим секретариатом из госслужащих, структуру которого утверждает сама.
Комиссии подчиняются Терминологический центр украинского языка, который будет переводить иностранную терминологию. И Центр украинского языка, который будет разрабатывать требования по уровню владению украинским языком. А на основании этих требований, Центр будет проводить экзамены.
Какие экзамены? Теперь школьного аттестата или диплома об образовании будет недостаточно. Всех чиновников, учителей, медицинских работников, юристов, военных, кандидатов на выборные должности обяжут владеть языком на том уровне, который установит Нацкомиссия. А Центр украинского языка проведет проверку (для граждан первый раз бесплатно) и выдаст сертификат, без которого на работу устроиться будет нельзя.
Во сколько гипотетически обойдется создание такой системы можно оценить по аналогии с другими органами. Например на финансирование Нацкомиссии по вопросам общественной морали (ликвидирована в 2015) за последние 5 лет ее существования потрачено 30 млн грн, то есть 6 млн грн в год. А в госбюджете на нынешний год на финансирование Нацагентства по предотвращению коррупции, НАПК, выделено 577,819 млн грн. Реестр военнообязанных стоит примерно 7 млн.грн. А демографический реестр -300 млн.
Очевидно-невероятное
Что такое «попытки введение двуязычия» законопроект не растолковывает, там лишь указано, что такие попытки приравниваются к к попыткам свержения государственного строя. А публичное неуважение к языку приравнивается к надругательству над государственной символикой Украины.
Отметим, что действующий закон исходит из того, что в Украине проживает более 130 национальностей, звучат около 20 языков, 15 миллионов граждан принадлежат к этническим и языковым меньшинствам. Более 9 миллионов украинских граждан, принадлежащих к национальным меньшинствам, представляют коренные народы Украины – русских, белорусов, крымских татар и других.
В сентябре 2007 года на 62-й сессии Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций была принята «Декларация о правах коренных народов». Еще в 2003 оду Украина ратифицировала Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств. В 53 статье Конституции Украины говорится, что «гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, в соответствии с законом гарантируется право на обучение на родном языке или на изучение родного языка».
А ст. 10 Конституции Украины подчеркивает: «В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины». Тем не менее, авторы законопроекта «О языке» подчеркивают, что он направлен на защиту конституционного строя. Но к конституционному определению государственного языка добавляют слова «единственный» и «официальный».
Общественный деятель Олег Бабанин отмечает: « Этот «официальный» статус действительно есть в решении КС от 14.12.1999, но Конституционный суд не ставит задачи тоталитарного внедрения украинского языка,- и особо подчеркивает: «Наряду с государственным языком при осуществлении полномочий местными органами исполнительной власти, органами Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления могут использоваться русский и другие языки национальных меньшинств».
А кто заплатит
Авторы законопроекта уверены: «Использование терминов «языки» и «языковая политика» было искусственно навязано, чтобы ослабить защиту государственного языка». В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что целью является утверждение украинского языка для «взаимопонимания в Украине».
Для этого предлагается наказывать продавцов в магазинах и официантов в кафе – вводится обязательный украинский язык при обслуживании клиентов. Все культурно-массовые мероприятия также хотят обязать проводить исключительно на государственном языке. Фильмы в Украине также можно будет снимать только на украинском. Обучение в университетах должно вестись исключительно на украинском.
Украинский язык предлагается сделать обязательным для всех СМИ. Телепередачи на других языках дублируются на украинском языке. Телерадиокомпания обязана обеспечить синхронный перевод на украинский язык, если кто-то из участников программы говорит на другом языке. За нарушение законопроекта будет светить штраф 10% от лицензионного сбора.
Электронные СМИ обязаны иметь страницу на украинском языке, которая должна загружаться пользователю по умолчанию. Владелец интернет ресурса «РБК- Украина» Антон Подлуцкий недоумевает: «Господа депутаты, вы оплатите мне украинское зеркало на моем ресурсе или пришлете инспекторов за «языковыми взятками»?… Не успел Вова Г. инициировать гестапо в виде трудовых инспекторов, так тут еще и языковое ЧК на подходе».
Политолог Константин Бондаренко не верит, что закон будет принят, дескать-это лишь предвыборное заигрывание с электоратом западных областей.
«Вряд ли кто-то из инициаторов закона надеется, что он пройдет через Верховную Раду»- полагает политолог.
Но его коллега Руслан Бортник отмечает: «226 голосов могут найти, но что будет потом — обострение социального, языкового конфликта, дискредитация власти в глазах Запада, в глазах ЕС».
А политтехнолог Олег Постернак напоминает, что КСУ рассматривает вопрос о неконституционности уже существующего закона .
«Скорее всего, КСУ признает его неконституционным, очевидно, исходя из логики рассмотрения…»- считает он и отмечает, что новый закон представлен «внушительным авторским корпусом» представителей большинства фракций, что делает принятие вероятным.