Власти не приостанавливают действие языкового закона, как рекомендует Венецианская комиссия, вместо этого она активно формируют «языковые» госструктуры. Эксперты прочат новый виток раскола в обществе, если закон о языке не будет пересмотрен.
«Источник межэтнической напряженности»
Уполномоченный по защите государственного языка при Кабмине Татьяна Монахова на своей первой пресс-конференции заявила, что штрафы за несоблюдение положений языкового закона будут действовать для детских кружков.
У Монаховой, которую называют «языковым омбудсменом», спросили, что делать с детскими кружками в Киеве, которые в большинстве своем ведутся на русском языке.
«По умолчанию должен быть украинский язык. Это значит, что на первый раз им разъясняют закон, а на второй происходит штраф. Все это есть в законе», — ответила она.
Напомним, что должность уполномоченного по защите государственного языка создана согласно закону о «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». В рамках выполнения этого закона 6 ноября создали Национальную комиссию по стандартам украинского языка. А 27 ноября 2019 года Кабинет министров утвердил кандидатуру Татьяны Монаховой на должность уполномоченного.
Именно в этот день в Украину прибыла делегация Венецианской комиссии (европейской комиссии «За демократию через право») для изучения того, как внедряется языковой закон. В результате 6 декабря Венецианская комиссия заявила, что этот закон не обеспечивает баланс между украинским языком и языками национальных меньшинств. А Совет Европы призвал Украину приостановить действие закона.
«Эксперты Совета Европы призывают Украину без промедления подготовить закон о национальных меньшинствах и отложить до этого времени исполнение статей закона о языке, который уже принят… Чтобы языковой вопрос не стал источником межэтнической напряженности в Украине, крайне важно добиться соответствующего баланса в языковой политике», — говорится в документе.
Тем не менее, «языковой омбудсмен» Татьяна Монахова подчеркнула: «Закон действует, и мы должны его выполнять, это по закону о языке. По закону о нацменьшинствах — мы ждем».
Она анонсировала, что штрафы за умышленное игнорирование украинского языка в публичном пространстве составят от 9,8 тыс. до 11,9 тыс. гривен. Дескать, украинская сторона подготовит официальный ответ на выводы Венецианской комиссии, а к рекомендациям будет прислушиваться «в определенной степени».
Кстати, одно из замечаний Венецианской комиссии касалось штрафов. Там подчеркнули, что властям «следует рассмотреть возможность отмены механизма подачи жалоб и санкций, предусмотренных в законе, или, по крайней мере, строго ограничить его публичной сферой и в самых крайних случаях».
Однако, сама должность «языкового омбудсмена» предусматривает рассмотрение жалоб. Их можно подавать как обычным, так и электронным письмом. Причем, в электронном письме указывается е-мэйл, а подпись не обязательна.
На основании такого анонимного письма «языковой омбудсмен» в течении 30 дней назначает языковую экспертизу. Он имеет право составлять акты по контролю над использованием государственного языка и штрафовать. Нормы, касающиеся штрафов, вступают в силу через 18 месяцев после вступления в силу языкового закона, то есть с 16 января 2021 года.
Напомним, что что с 16 июля украинский язык вступил в силу и стал обязательным для чиновников. Кроме того, на нем обязаны говорить преподаватели вузов и школ, а также все врачи и медработники.
Через 18 месяцев после вступления языкового закона на украинский обязаны перейти предприниматели всех форм собственности. Штрафовать будут не официантку или продавца, а предприятие.
Через 18 месяцев после вступления в силу языкового закона печатные СМИ обязаны выходить на украинском языке, а интернет-издания — сделать стартовую страницу на украинском. А через 30 месяцев после вступления в силу языкового закона печатные СМИ обязаны выходить на украинском языке.
«Слуги народа» разделяет гуманитарную повестку Порошенко»
Работу уполномоченного по защите государственного будет сопровождать секретариат, сотрудники, которого будут государственными служащими. Ранее предлагали ввести языковых инспекторов, но после критики от этой идеи отказались. Но составлять протоколы и штрафовать могут и представители уполномоченного. Структура и положение о секретариате будут утверждены позже.
Пока Татьяна Монахова подвела теоретическую базу под свою работу. Дескать, в частной сфере языковой закон права не ограничивает. «Однако если человек предстает перед государством как гражданин и обращается к государству: защити меня, научи меня, вылечи меня, дай мне работу, то тут государство требует использования государственного языка», – заявила она.
Это заявление вызвало скепсис у экспертов, которые отмечают, что граждане платят государству налоги, и они вправе выдвигать требования государству, а не наоборот.
Директор Центра прикладной политологии Дмитрий Заборин иронизировал в Facebook: «Довольно нетрудно заметить, что государство давно уже не способно ни защитить, ни научить, ни вылечить, ни, тем более, дать работу. Более того, всякий нормальный гражданин старается иметь дело с ним как можно реже. Так отчего же государство постоянно сужает права тех, кто самостоятельно решает свои проблемы и при этом использует тот язык, который считает нужным? Почему лезет в бизнес, в частную жизнь, навязывает культурный продукт?»
Отметим, что вопреки заверениям «омбудсмена» о личной жизни языковой закон затрагивает сферы, не имеющие касательства к функциям государства, — сферу развлечений, услуг, облуживания клиентов и пр.
Следует напомнить, что Верховная Рада прошлого, 8 созыва спешно приняла этот закон, с тем, чтобы его успел подписать уходящий президент Петр Порошенко. Тот уже проиграл выборы, и подписал языковой закон за пять дней до инаугурации Президента Владимира Зеленского.
Политолог Андрей Золотарев отмечал, что Рада приняла карательный дискриминационный закон, который станет маркером разделения страны. «Это продолжение стратегии, которую исповедовала команда Президента Порошенко. То есть деление страны на правильных и неправильных украинцев», — отмечал политолог.
Новый Президент поначалу критиковал этот закон, заявлял, что он не прошел должного обсуждения с общественностью и будет проведен тщательный анализ документа «на предмет соблюдения конституционных прав граждан». Но этого не происходит.
Политолог Кирилл Молчанов отмечает: «Зеленский, в отличие от Порошенко, в гуманитарных вопросах безидеологичен и аполитичен, в то время как большая часть «Слуги народа» разделяет гуманитарную повестку Порошенко. Вряд ли они пойдут на языковые поправки».
Политолог Андрей Золотарев считает, что языковой закон «написан под диктовку адептов этнического национализма».
«Этот закон не отвечает целому ряду позиций, как раз — европейским практикам. По своей сути языковой закон является карательным и дискриминационным. Если оставить все, как есть, это приведет к тому, что эта линия раскола в обществе никуда не денется. Противостояние в вопросе языка будет только усиливаться», — прогнозирует политолог.