Перед тем, как уйти на каникулы, Верховная Рада собирается форсировать легализацию игорного бизнеса. Работы над соответствующим законопроектом много, но экономический и деловой эффект, который ожидается от его принятия, пожалуй, не соответствует масштабу приложенных усилий. Игорный бизнес вряд ли принесет много доходов в госбюджет и выведет из тени нелегальные игорные точки, которые продолжают функционировать сейчас безо всяких законов.
Борьба кланов
Законопроект № 2285-д «О государственном регулировании деятельности относительно организации и проведения азартных игр» был принят в первом чтении 16 января 2020 года. Его автором значится народный депутат от «Слуги народа» Олег Марусяк, владелец фирм по ремонту автомобилей и услугам строительной спецтехники. Уже в июне в Верховную Раду поступила таблица правок к его законопроекту, а в самом конце месяца парламент приступил к рассмотрению документа. Всего было подано около 3,5 тысяч правок.
В пояснительной записке законодатель объясняет необходимость такого закона в Украине тем, что «на современном этапе развития общества индустрия развлечений, элементом которой являются азартные игры, является неотъемлемой составляющей цивилизации». Там же автор документа напомнил, что в Украине до сих пор действует закон «О запрете игорного бизнеса» от 15 сентября 2009 года. Инициатор легализации игорного бизнеса считает, что этот запрет себя исчерпал.
Интересны цифры. Автор законопроекта № 2285-д подсчитал, что, когда игорный бизнес попал в Украине под запрет более 10 лет назад, прямые потери доходов госбюджета превысили 10 миллиардов гривен в год, была уничтожена «целая отрасль экономики», сократилось количество рабочих мест, и получил развитие теневой рынок игр. По неофициальной информации, пишет автор пояснительной записки, в Украине действуют до 160 тысяч игровых компьютеров, до 5 тысяч залов игровых автоматов, до 2 тысяч пунктов приема ставок, не менее 20 подпольных казино. Принятием своего закона законодатель считает, что будут созданы предпосылки для значительных дополнительных доходов в госбюджет Украины, которые будут направлены на финансирование медицины, спорта и культуры. Также Олег Марусяк верит в то, что легализация игорного бизнеса приведет к созданию новых рабочих мест.
Приступая к рассмотрению правок к законопроекту, в «Слуге народа» заявили о двух самых важных позициях, которые должны быть учтены в работе над документом: игорные заведения после легализации соответствующим законом будут располагаться строго в отелях, а также будет создан реестр лудоманов.
«Будут внесены в реестр соответствующие фамилии, паспортные данные, – рассказывал журналистам народный депутат Александр Качура. – При входе в игорные заведения будет обязательно проверяться паспорт. Предусмотрены огромные штрафные санкции. Соответствующего посетителя запускать в зал будет невыгодно, если он является несовершеннолетним или внесен в реестр и фактически является лудоманом. В первой редакции закона была возможность размещать игорные заведения в отдельно стоящих помещениях. На самом деле игорные заведения будут находиться только в отелях. Это будет способствовать туристическому сбору, количеству рабочих мест, это будет способствовать развитию инфраструктуры, строительству новых отелей, ресторанов, заведений, туризма в городах».
Нардеп отметил, что средства, полученные от игорного бизнеса, будут накапливаться в специальном фонде: «Мы направим эти средства на образование, науку, медицину. Будет создан специальный фонд, который будет наполняться непосредственно из этих средств», – сказал Александр Качура.
Если реестр лудоманов можно считать формальным популистическим соблюдением общественной морали, совсем не важным для бизнеса, то больший интерес у него вызывает, где будут размещаться игровые точки – в отелях 3-5 звезд или где-то еще.
«Мы знаем, что не первую неделю идет сумасшедший медийный бой между главой комитета Гетманцевым и его оппонентами относительно содержания данного законопроекта, – говорит глава Центра анализа и стратегий Игорь Чаленко. – Весь вопрос в деталях, то есть, кто больше будет зарабатывать на игорном бизнесе официально и, к сожалению, нужно ли это делать сейчас, уходит на второй план. В связи с этим мы просто видим борьбу двух кланов, которые пытаются отстоять свою позицию. Вопрос, размещать игорные зоны в торговых центрах или нет. Одни хотят это сделать в отелях, а другие в ТРЦ, раздать 4 тысячи лицензий по всей Украине. Соответственно тут вступают интересы владельцев торгово-развлекательных центров».
Эксперты считают, что разместить игорный зал в каком-то другом месте, кроме отелей, не составит большого труда. Кроме того, есть и третья сторона, внимательно наблюдающая за процессом легализации – правоохранительные органы.
«Что касается казино, то там интересна градация отелей, – говорит политолог Кирилл Молчанов. – У нас вообще нет толком никакой градации, что можно считать 4-звездочным, что 5-звездочной гостиницей. Я не исключаю, что любой ларек будет называться каким-то отелем, и там будут стоять игровые автоматы. В целом эта идея в какой-то степени правильная, потому что оно и так на каждом углу есть. Его можно привести под нормальный стандарт. Но ряд правоохранительных структур в этом не заинтересованы, потому что это теневые доходы для них – заниматься крышеванием игровых точек».
В ожидании Лас-Вегаса
Легализировать игорный бизнес в Украине сейчас самое время, считает эксперт игорного рынка Игорь Романюк, а открывать игровые точки нужно не только в отелях, а и, например, в аэропортах. Конъюнктура складывается так, что в странах вокруг Украины игорный бизнес сворачивается, поэтому Украина может получить большой спрос на игру и привлечь толпы «туристов».
«Как ни крути, на сегодняшний день игорный бизнес испытывает безумный кризис, – говорит Игорь Романюк. – Выставляются на продажу казино в Беларуси, Грузии, в России закрываются игорные зоны. Украина является пересечением двух исторических торговых путей. Естественно, что через нашу территорию транзитные трассы с севера на юг, с востока на запад и обратно. Всю жизнь основными игроками были водители-дальнобойщики, таксисты, потом полицейские и все остальные. Если Украина откроет игорный бизнес, то потоки потекут в Украину. В соседних странах самый обученный персонал – это украинцы, бывшие сотрудники индустрии развлечений. Скорей всего, им будет интересней жить на родине и зарабатывать те же деньги. Наша нация готова к тому, чтобы стать мировым Лас-Вегасом, грубо говоря, в истории Европы. Сюда будут ехать. Сюда будут ехать белорусы, русские, грузины, турки, европейцы. Здесь жизнь дешевле, еда качественней, и если здесь появится индустрия развлечений в виде казино, игровых залов, то естественно, что пазл сложился».
По подсчетам эксперта, при грамотной организации игорный бизнес может создать сотни тысяч рабочих мест и повысить валовый внутренний продукт на 1-4 %.
«На сегодняшний день даже в, грубо говоря, серо-бело-черной сфере у нас задействовано порядка 300 тысяч человек. Все эти люди благодаря деятельности борцов за социальную справедливость находятся вне закона», – отмечает Игорь Романюк.
Если опираться на сумму, указанную автором законопроекта №2285-д, то восстановление прежних объемов игорного бизнеса может дать Украине 10 миллиардов гривен в год. В прошлом году правительство называло цифру в 5 миллиардов гривен, которые за год даст игорный бизнес. Ежегодные поступления от игорного бизнеса, по подсчетам главы налогового комитета ВРУ Данила Гетманцева, составят 4,5 миллиарда гривен. И это только от выдачи лицензий. Отдельно будет разработан законопроект по налогообложению игорного бизнеса. Очень похоже, что эти подсчеты опираются на структуру игорного рынка.
В 2018 году Минфин оценивал оборот теневого лотерейного рынка Украины в 1 миллиард долларов. В том же году в бюджет планировалось привлечь 1,9 миллиардов гривен за счет реализации лотерейных лицензий, которые в Украине регулируются законом. Согласно опросу УНЛ, лотереи занимают только 45 % структуры рынка, и если добавить еще 55 %, то как раз получатся те цифры, которыми сегодня оперируют и в Раде, и в Кабмине.
Чтобы был понятен масштаб затеи, 5 миллиардов гривен (около $ 190 миллионов) – это около 0,46 % от запланированных на 2020 год доходов госбюджета Украины и 0,13 % от номинального ВВП Украины прошлого года.
«Я не преувеличиваю экономический эффект легализации, – говорит доктор экономических наук Алексей Плотников. – Действительно, что-то он даст, потому что реально сейчас игорный бизнес больше существует вне правовой сферы, он не платит налоги, он как бы на каких-то полулегальных условиях. Если его легализировать, это плата за лицензии, это налогообложения казино, это налогообложения иных игорных действий. Сказать, что это прорыв и приведет к существенному наполнению бюджета, я не могу. Тем более в ходе обсуждения правок уже сейчас пролезли разного рода лоббистские вещи, которые минимизируют государственное воздействие, государственное влияние на игорный бизнес. Но, тем не менее, по крайней мере, это какой-то шаг к тому, чтобы государство влияло на эту сферу деятельности, которая в данный момент находится вне сферы внимания и соответственно сферы налогообложения и контроля государством».
Эксперт сомневается, что легализация игорного бизнеса даст существенный процент прироста ВВП.
«Нет, это очень странное заключение. Это были умозаключения, когда в прошлом году только сформировалось правительство, и все ждали вау-эффекта. Это из серии вау-эффект, который так и не наступил. Это поможет доходной части государственного бюджета, но говорить про проценты ВВП – слишком фантастично», – говорит Алексей Плотников.
В законопроекте № 2285-д детально прописана стоимость лицензий для всех видов игорного бизнеса. Смоделируем, как будет функционировать, согласно проекту, одно скромное казино в населенном пункте с численностью населения свыше 500 тысяч человек. Оно должно иметь минимум два игровых стола с кольцом рулетки 8 обыкновенных столов, минимум 50 игровых автоматов. Со всего этого хозяйства ежегодно заведение должно платить:
— за 1 стол с кольцом рулетки – по 175 минимальных зарплат (826 525 гривен, $ 30 688);
— за один обычный стол – по 90 минимальных зарплат (425 070 гривен, $ 15 782);
— за 1 игральный автомат – 6 минимальных зарплат (28 338 гривен, $ 1 052).
Итого, получается, что такое скромное казино в год только за лицензии платит государству 6 470 510 гривен ($ 240 240). Если учесть, что таких подпольных казино в Украине около 20, то при их легализации, они будут отдавать в бюджет 129 410 200 гривен ($ 4 804 804). Все это весьма скромные цифры в сравнении с нелегальным объемом рынка, который существует сейчас.
«Далеко не факт, что даже те миллиарды, которые они в бюджете закладывают от легализации и открытия игорного бизнеса будут получены. Я не думаю, что люди массово захотят тратить миллионы гривен на лицензии, им будет проще работать в черную, по теневому», – сомневается в затее «слуг народа» Кирилл Молчанов.
Также скромными являются и ожидаемые масштабы по созданию рабочих мест. В зависимости от вида казино обязывается создать не менее 50-200 рабочих мест, иметь при себе общепит. Снова-таки, чтобы создать миллион рабочих мест, таких скромных казино должно быть открыто максимум от 5 до 20 тысяч.
«Наши люди не привыкли платить»
Но ради всего этого депутаты написали 86 страниц законопроекта, внесли 3,5 тысячи правок и работают над законом вторую пленарную неделю подряд, не щадя ни себя, ни свое время, ни бюджетных средств, ни бумаги. Эксперты склонны считать, что необходимость законопроекта о легализации игорного бизнеса скрывается в чем-то другом.
«Экономический эффект, экономическая выгода от этого закона будет не очень значительная, как от любой легализации игр, – говорит политолог Даниил Богатырев. – Но там есть своя подноготная. Существует такая точка зрения, и в принципе во многих уголках земного шара это применяется, когда через легальное казино, легальные азартные игры отмываются доходы, полученные нелегальным путем. То есть это либо доходы от торговли наркотиками, либо доходы от преступности, либо просто доходы от теневых всевозможных схем. То есть казино здесь выступает своего рода легальным конвертационным центром. Таких точек на планете много – и в Штатах есть, и в Европе есть даже специальные мини-государства, в которых разрешены эти все азартные игры, куда приезжают миллиардеры со всего земного шара и отмывают там деньги».
Если эта версия подтвердится, когда закон будет принят и вступит в силу, то получается, что он не только добавит совсем несущественный процент к бюджетным доходам, но и поможет коррупционерам уходить от уплаты налогов. То есть ущерб может быть больше, чем положительный эффект в виде государственных доходов.
Законопроект не понравился антикоррупционному комитету Верховной Рады. Его вывод говорит, что в большинстве случаев перечень прав и обязанностей, как участников рынка, так и контролирующего органа является не полным. Одна из самых больших претензий касается Уполномоченного органа, который будет регулировать работу игорного рынка. В выводе о соответствии проекта требованиям антикоррупционного законодательства говорится:
«Так, частью седьмой статьи 6 проекта Закона предусмотрен порядок избрания членов Уполномоченного органа, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей Кабинетом Министров Украины по представлению профильного Комитета Верховной Рады Украины. Однако, в законопроекте прямо не предусмотрено проведение открытого конкурса. Следует заметить, что к полномочиям комитетов не принадлежит право избирать руководство центральных органов исполнительной власти… Учитывая изложенное, законопроект требует существенной доработки».
Уполномоченный орган, который будет контролировать игорный бизнес, а именно комиссия по азартным играм, вызывает наибольшие подозрения и у экспертов: ее члены не застрахованы от коррупционных искушений.
Эксперты разделились в прогнозах, какой эффект принесет открытие легального игорного рынка в Украине. С доходами госбюджеты мы разобрались, но как будет жить и функционировать рынок, понять пока сложно. Одни говорят, что после вступления в силу закона в Украине начнут появляться роскошные заведения, где будет играть народ – приблизительно как показано в голливудских фильмах. Другие эксперты не преувеличивают эффект от игорного рынка, а больше склоняются к традиционным для бизнеса эпитетам – передел, тень, отмывание…
«Не исключено, что в этот первый год, когда примут этот законопроект, оборот этих казино будет действительно каким-то сумасшедшим, – говорит Даниил Богатырев. – Дальше все пойдет на спад. Путем обычных выигрышей-проигрышей большой доход с этих казино не зарабатывается. Можно под видом выигрышей отмывать деньги незаконным путем, с которых не были уплачены налоги. Налоги с этих выигрышей будут, как я понимаю, небольшие».
«Не будет ли дикого Лас-Вегаса на территории всей Украины? – задается вопросом Кирилл Молчанов. – Это существенный теневой рынок, который можно переделить под видом легализации каких-то казино. Они рассчитывают, что мировые крупные игровые сети тоже смогут сюда заходить. Они ищут любой способ наполнить бюджет. В условиях нынешнего секвестра и пандемии у нас бюджет сверстан на 60 % из внешних заимствований. Если не ошибаюсь, они хотят до 20 миллиардов гривен на этом заработать, но если почитать текст законопроекта, он очень сырой. Там явно, например, лотереи или букмекерские компании выписаны под ряд крупных игроков на рынке, то есть конкретно те компании, которые сейчас есть».
То, что после вступления в силу закона об игорном бизнесе к государству выстроится очередь за лицензиями, подлежит сомнению, ведь нелегальный рынок функционирует и сейчас, а надеяться на то, что все теневые точки побегут за лицензией – означает не знать психологии дельцов.
«У нас рассказывают, что позакрывали игорный бизнес, ничего не работает, но на Лесной работает, на Дарнице работает, везде работает, – восклицает политический эксперт Александр Теплюк. – Я не понимаю эти сказки. Их легализация – это все-таки гигантский поток денег, который есть в нашей стране, его надо как-то показывать. Это ничего не принесет нашей стране. Все, что принимает власть, ничего не приносит. Какой-то минимальный эффект, который ничего не приносит. Потому что наши люди не привыкли платить, не платить налоги. В нашей стране это, во-первых, не выгодно, а потом человек не понимает, за что платит. В стране, где нет защиты, где нет медицины как такой, за что платить. Простой гражданин еще будет иметь возможность заплатить, но люди, которые владеют миллиардами и миллионами, никогда здесь не платили».
Как видим, различные органы власти прибегают к авантюрным затеям, эффект которых не всегда прогнозируем и крайне необходим для всего государства и народа. Верховная Рада и правительство, например, не спешат принимать серьезные, действенные шаги по восстановлению производства в Украине, зато неделями сидят над игорным бизнесом и кропотливо выписывают подобные законы, которые выгодны лишь небольшой группе дельцов и не принесут блага широким слоям населения.
«Я думаю, скорей всего, этот закон будет принят во втором чтении, – говорит аналитик Игорь Чаленко, – потому что это публичное обязательство, которое взял на себя президент Зеленский. Единственный вопрос, чью сторону возьмет финальный законопроект – либо Гетманцева, либо его оппонентов».