«Игры, в которые играют люди»: провокатор зачастую маскируется под жертву троллинга

Иногда человек становится объектом троллинга или агрессии, а его внешность – поводом для досужих сплетен. Таким же объектом злобных шуток могут стать привычки человека или какая-то особенность в поведении. Истории известны случаи, когда троллингом (издевками и оскорблениями) агрессоры доводили жертву до самоубийства. Но всегда ли объект троллинга это жертва?

Троллинг и нормы поведения в социуме

Пожалуй, эту тему надо начинать с того, что в Украине случаи жестокого морального унижения членов общества – не редкость. Об этом чуть ли не каждый день пишут СМИ.

В частности, украинское общество уже сталкивалось с ситуацией, когда дети в школах становились объектами злобных шуток со стороны учеников и педагогов. Официально моральное унижение школьников, в частности, называется буллингом. Он считается общественно опасной деятельностью, с точки зрения Уголовного кодекса, и может повлечь штраф для родителей школьников или совершеннолетних лиц (педагогов, к примеру), которые допустили буллинг; или тюремное заключение, если жертву буллинга довели до самоубийства или попытки самоубийства.

Одновременно с этим в соцсетях развивается другой вид морального унижения оппонента, который называют троллингом. Формально троллингом можно признать просто обидные слова, а жертвой троллинга вполне можно назвать человека, которому просто написали с добавлением нецензурщины в Сети, что он не прав.

У буллинга и троллинга приблизительно одинаковые «корни» и модели поведения всех участников процесса, говорят психологи: есть некий человек (независимо от пола и возраста), чьи внешность, привычки, слова вызывают много негативных и невежливых отзывов. И есть группа людей, которые эти негативные и невежливые отзывы создают (назовем это реакцией социальной группы).

Как пояснила в комментарии ГолосUA психолог Ольга Березовчук, буллинг и троллинг, которые проявляются как агрессия группы, это реакция социальной группы на людей, которые не похожи на членов этой социальной группы.

«Вспоминая работу психоаналитика З. Фрейда «Психология масс и анализ человеческого Я», можно сказать, что группе людей нужен лидер, с которым можно идентифицироваться и чувствовать его любовь как любовь отца.

В целом, группа формируется в зависимости от силы и авторитета лидера! Именно от него все «пляшут». Если лидер агрессивно настроен и транслирует в свою массу людей военные действия, то будет война. Если лидер говорит: лучшее, что мы можем сделать для этого мира, — это посадить новые леса, его группа пойдёт садить деревья и заботиться об окружающей среде.

Также в группе идёт идентификация друг с другом на основе общей идеи и целей. Все, кто не поддерживает эту идею, — другие, потому что отличаются, и к ним группа может проявлять агрессию. Инаковость наказывается. То есть тот, кто не похож, — плохой, и чтобы ещё больше чувствовать своё превосходство, группа на другого указывает пальцем и всячески гнобит. Таким образом, группа подчёркивает своё превосходство, силу и мощь», — пояснила психолог.

 

Мужчины, женщины и дети

Психологи говорят, что от агрессии со стороны той или иной социальной группы никто не застрахован – ни мужчины, ни женщины, ни дети. Однако, согласитесь, в случае с мужчиной ситуация может измениться в его пользу только потому, что он физически сильнее женщин и детей: если мужчина отреагирует на агрессию физической силой (как вариант, «навалять» оппоненту тем или иным способом), то злопыхатели от него могут, как говорится, отстать.

Немного другая ситуация с женщинами и детьми.

«Человеку свойственно защищаться как психически, так и физически. Любая реакция будет встречать реакцию в несколько раз сильнее. В ситуации, когда ребёнок или подросток или взрослый сталкивается с агрессией группы, он может высказать свою жесткую позицию и дистанцироваться. Но при этом обязательно нужно обратиться за помощью к Большому другому (родитель, учитель, друг, коллега, психолог).

Что еще хочу добавить: если так называемый изгой вынужден каждый день ходить в школу или на работу, то дистанцироваться очень сложно. Нужно пытаться давать отпор и находить людей, которые смогут поддержать. Но родители обязаны подготовить своего ребёнка к тому, что такое может произойти, и это от него не зависит. Это может произойти с каждым. Сильные таким образом отрицают свою слабость и подтверждают свою силу. Очень важно разрешить ребёнку дать сдачи. То есть обозвать в ответ или, если к нему применяют физическую силу, — ударить в ответ (как бы грустно это не звучало)», — сообщила ГолосUA психолог О.Березовчук.

Но если агрессия в отношении ребенка в Украине наказывается в соответствии с законом, то есть жертва получает официальную защиту от государства, то троллинг правоохранители могут вообще не считать нарушением норм Уголовного кодекса. Разумеется, до момента, пока троллинг никак не повлиял на здоровье и жизнь жертвы, которая может обратиться в полицию за помощью.

И вот тут важно поднять тему пространственного поведения членов социума в принципе и украинского социума в частности.

Пространственное поведение

Доктор психологических наук, профессор Софья Нартова-Бочавер в своей работе о личном пространстве человека пишет, что личное пространство мужчины считается большим, чем у женщины, и это связано с особенностями воспитания мальчиков и девочек. По мнению психолога, девочек к правилам в семье приучают раньше, чем мальчиков. Соответственно, девушки, женщины нормально себя чувствуют в условиях активных контактов с себе подобными, и также в группе им более комфортно, чем мужчинам, которым буквально нужно больше места для ежедневной деятельности.

Но у таких особенностей восприятия личного пространства женщинами есть большой минус, говорят психологи: женщинам более важно отвечать требованиям группы, чем мужчинам. Другими словами, мужчина лучше подготовлен к тому, чтобы перейти из группы в группу, если правила внутри конкретной группы его не устраивают.

А вот женщины, как уже было сказано выше, если им дискомфортно в группе и группа агрессивна по отношению к ним, более склонны к адаптивному поведению, которое при ближайшем рассмотрении похоже не на тактику жертвы, а на тактику агрессора. Об этом пишет в своем исследовании психолог Елена Назаренко.

«Богиня» и «свиньи»

Е.Назаренко ссылается на закономерности поведения взрослых людей, описанных в книге психолога Эрика Берна «Игры, в которые играют люди».

Е.Назаренко считает, что в ситуации, когда женщина подвергается агрессии социальной группы, является не жертвой, а источником агрессии. Просто в силу воспитания, психологических особенностей любому человеку тяжело признать, что он сам провоцирует окружающих на агрессию.

Вопрос только в том, зачем она это делает.

У Е.Назаренко есть ответ. «Внутри у вас сидит накопленная агрессия и желание её выплеснуть, разрядить в скандале, где вы будете правы, а ваши обидчики будут явно не правы, да ещё и кругом смешны. Но пока нет открытого противостояния, «законно» вы это сделать не можете. Но вам необходимо отвести эту свою агрессию в абсолютно безопасное место и разрядить её. Тогда никто не обвинит вас в том, что вы – агрессивны и сознательно провоцируете общественное напряжение.

Поэтому будущая жертва начинает (неосознанно) вести себя как провокатор. Провоцировать проще всего людей с очень низкой культурой и таким же низким интеллектом. Они – вообще идеальная мишень. Их стоит только чуть-чуть разозлить одной своей привычкой или чертой внешнего облика! Они тут же начнут вас оскорблять, указывая на вашу национальность, фамилию, классовое происхождение, финансовые возможности, образование, место работы, на ваш гендер, на ваши политические убеждения, семейное положение, сексуальную ориентацию, цвет кожи, тип рожи и соотношение веса к росту.

Эти самые люди с низкой культурой радуют провокатора тем, что теперь-то он может абсолютно законно на них «потоптаться», и сочувствие будет на стороне провокатора, а не на стороне агрессора (агрессоров)», — пишет психолог.

Она также отмечает, что кроме сочувствия у других, неагрессивных групп социума, жертва-агрессор также еще получает удовольствие, неосознанно провоцируя окружающих на критику и оскорбления. С этой моделью поведения связан архетип древнегреческой богини Цирцеи (Кирки), которая превращала мужчин в свиней, провоцируя их пить много вина и буквально терять человеческий облик, становиться неряшливыми, думать о пошлостях.

Подобное происходит и в ситуации, когда якобы жертва неосознанно провоцирует агрессоров на критику, злобные высказывания. «Разве это не удовольствие?!» — комментирует модель поведения Е.Назаренко.

Так что будьте внимательны: за маской жертвы может скрываться агрессор, который рассмотрел в вас «человека с низкой культурой». А это, как мы только что обсуждали, может быть чревато.

 

Читайте также по теме