Накануне начала избирательной кампании возникла необходимость изменений в законодательство. Эксперты отмечают, что Рада на сегодняшний день «крайне плохо работает» и не исключают раскола властной команды.
За четыре дня до старта
Верховная Рада провела первое заседание четвертой сессии. Среди первоочередных задач – изменение избирательного законодательства. Успеть нужно до начала предвыборной кампании, которая стартует в субботу, 5 сентября.
Изменить предлагается некоторые законодательные акты «относительно уточнения отдельных избирательных процедур». Как известно, 30 июля вступило в силу постановление Верховной Рады о назначении выборов в местные органы власти на воскресенье, 25 октября 2020 года. Согласно нему, 25 октября пройдут очередные выборы депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов.
Речь идет в основном о технических изменениях, например: разрешается проведение агитации благотворительным организациям, которые не связаны с партией или кандидатами в депутаты и мэры; отменяется необходимость представления кандидатами справок о несудимости и об отсутствии задолженности по алиментам.
Кроме того устраняются технические ошибки, такие как исключение из закона о местном самоуправлении районных и областных советов, или оставление выборных старост.
Однако экспертов настораживает, что изменения в избирательное законодательство вносятся за несколько дней до официального старта кампании. Член Комитета по вопросам Регламента, нардеп Павел Фролов отметил положение о цифровой подписи.
«Оставление положений относительно изменения избирательного адреса в Государственном реестре избирателей только по ЕЦП, без подтверждающих документов, создает возможности для искусственного перемещения избирателей в финансово привлекательные избирательные округа», — написал он в Facebook.
Для 500 тысяч человек ВГА вместо выборов
Павел Фролов упомянул еще один законопроект, меняющий правила перед выборами. Предлагается распространить полномочия Военно-гражданских администраций (ВГА) на объединенные территориальные общины («громады» по-украински или, сокращенно — ОТГ).
Павел Фролов указывает на несоответствие Конституции, согласно которой местное самоуправление осуществляется через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, «а не советами объединенных территориальных общин, полномочиями которых предлагается наделить соответствующие ВГА».
Тем не менее, идея законопроекта в том, что в связи с административно-территориальной реформой и образованием по всей территории Украины территориальных общин, предусмотрено распространить полномочия (власть) военно-гражданских администраций на территориальные общины. Дескать, нужно создавать отдельные военно-гражданские администрации объединенных территориальных общин в прифронтовой зоне – там, где по решению ЦИК не будут проведены местные выборы.
Отметим, что решение ЦИК об отмене выборов в прифронтовой зоне нынче оспаривается. Нардеп Василий Нимченко (а он бывший судья Конституционного суда) указывает на мотивы, почему, по его мнению, ЦИК были предоставлены неверные выводы о невозможности подготовки выборов.
Дело в том, что после выборов должны быть сформированы местные советы, которые не действуют на прифронтовых территориях, а ВГА подлежат ликвидации. Василий Нимченко заявляет о прямом умысле со стороны должностных лиц ВГА Донецкой и Луганской областей по блокированию формирования органов местного самоуправления на этих территориях и их личных корыстных мотивах.
Глава Центризбиркома Олег Диденко заявил, что позиция руководства ВГА подтверждается со стороны СБУ и СНБО. Впрочем, он не исключил, что выборы могут состояться. Не исключил он и того, что выборы могут быть отменены на дополнительных территориях.
«Теоретически, до начала избирательного процесса 5 сентября, могут возникнуть изменения. Будет сложнее, если они начнутся после начала», – сказал Диденко в СМИ.
Политолог Елена Дьяченко напомнила, что, причиной неназначения выборов постановлением ЦИК от 8 августа была «сложная общественно-политическая ситуация» в этих громадах, которая, по версии двух военно-гражданских администраций, угрожает безопасности граждан.
«Центризбирком в конце августа повторно рассмотрел вопрос организации выборов в 18 громадах Донецкой и Луганской областей, близких к линии разграничения и повторно их отменил. «На своем заседании ЦИК без указания фактов что-то промямлила о том, что они снова рассмотрели и снова невозможны там выборы. 500 тысяч жителей, выбиравшие за 6 лет два парламента, двух президентов (в том числе в 2019 г), не смогут выбрать местную власть», — написала она в Facebook.
«Рада на сегодняшний день крайне плохо работает»
Директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко считает, что в первую очередь Верховная Рада должна была бы выяснить, что нужно стране в ближайшие полгода.
«Как политический институт, Рада на сегодняшний день крайне плохо работает. Почему ВР не становится мощным государственным органом, который инициирует полезные реформы, борьбу с коррупцией и так далее – непонятно», — заявил Небоженко
А политолог Руслан Бортник прогнозирует в новом политическом сезоне раскол властной команды. Он судит по голосованию в Верховной Раде, где большинство мандатов и права правящей коалиции принадлежат президентской фракции «Слуга народа».
Но этой фракции не хватает голосов в поддержку инициатив власти, создается «ситуативная коалиция» с представителями других фракций и групп. «Большинство самых сложных решений, которые принимал парламент весной и летом, принимались ситуативной коалицией – то ли с депутатскими группами, то ли с депутатскими фракциями. 82 % из 35 важных решений принято благодаря этим коалициям. Без них эти голосования были бы невозможными», – сказал Руслан Бортник.
По его мнению, если бы депутаты из «Слуг народа» знали, что тот или иной вопрос непроходной в собственной фракции, еще бы большая часть не голосовала. «Это работает как психологический мотиватор», — пояснил Бортник.
Отметим, что по данным комитета избирателей Украины (КИУ), с 5 марта по 9 августа Кабинет министров внес на рассмотрение парламента 89 проектов законов. Из них было принято лишь 4%. Для сравнения, за первые полгода правительства Алексея Гончарука показатели законодательной работы этого же состава парламента были в пять раз выше: приняты около 20% законопроектов.
В КИУ подсчитали, что более половины депутатов из фракции «Слуга народа» не выступают в Верховной Раде: 58 из них не сказали ни слова во время пленарных заседаний, а 92 – выступали от одного до трех раз.
Показательны планы Верховной Рады на осень. Нынешняя сессия продлится только до Нового года. А на ее рассмотрение предлагается вынести 816 законопроектов (173 – уже подготовленных к рассмотрению на пленарных заседаниях и 643 – которые поручается подготовить и доработать для рассмотрения на сессии).
Считать отклоненными и снять с рассмотрения 212 законопроектов, поскольку они не рекомендованы комитетами для их включения в повестку дня IV сессии, а также отозвать по заявлениям авторов девять законопроектов, включенных ранее в повестку дня предыдущей сессии.
«Что касается законопроекта о референдуме, то большой вопрос, какой референдум может быть во время войны. Как только начнется обсуждение данного вопроса, то это введет в конфликт все партии. Да, закон о референдуме нужен. Но в данное время любой референдум вызовет политическое продолжение – если кто-то не захочет признавать результаты референдума, то возможен риск политической сепарации», — отметил он.