Перемирие на Донбассе – достижение. Но оно не разрешает конфликта, для этого нужны политические шаги, которые украинская власть не предпринимает, говорят эксперты. Не исключено, что международная поддержка тоже будет заморожена.
«Если Байден приложит усилия, тогда…»
Президент Владимир Зеленский поговорил по телефону с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Сообщается, что значительное внимание во время разговора было уделено вопросу достижения мира на Донбассе. При этом французский лидер подчеркнул важность соблюдения сторонами договоренностей, достигнутых в ходе Парижского саммита в рамках Нормандского формата.
«Владимир Зеленский акцентировал внимание на том, что Украина выполнила все договоренности лидеров «Нормандской четверки», достигнутые в прошлом году в Париже», — сообщила пресс-служба.
Отметим, что речь идет о выполнении договоренностей саммита глав Украины, России, Франции и Германии, состоявшегося в декабре 2019 года в Париже. Следующая встреча этой «нормандской четверки» планировалась весной в Берлине, но в течение 2020 года не состоялась.
Политолог Андрей Золотарев считает, что никакой встречи в нормандском формате в обозримой перспективе и не состоится. «В подобного рода спорных ситуациях, которой является конфликт на Донбассе, как правило, имеется одна сторона, которая уверена в том, что выполнила все свои обязательства, так и другая, которая считает, что противоположная сторона их не выполнила», — отметил он.
Политолог напомнил, что за два дня до разговора с Макроном вышло интервью Владимира Зеленского в The New York Times. В нем на вопрос, готова ли Украина менять Конституцию под Минские соглашения, глава государства ответил, что лишь в рамках общей децентрализации. «Это противоречит позиции российской стороны, которая настаивает на выполнении Минских соглашений. В целом, это означает, что ситуация заморозится и никакой встречи в нормандском формате не будет», – считает Золотарев.
Политолог не исключает подвижек после вступления в должность нового президента США Джо Байдена. «Если господин Байден, при участии которого подписывались первые минские соглашения, приложит усилия, чтобы Киев выполнил те или иные договоренности, которые были достигнуты в Париже тогда да, прогресс в переговорах и встреча в «нормандском формате» возможны, в противном случае – нет», — цитируют Золотарева СМИ.
Стоит напомнить, что на «нормандском» саммите в Париже, 9 декабря 2019 года, украинская сторона обязалась предпринять ряд шагов ради урегулирования конфликта. В частности, пунктом парижского коммюнике был вопрос о полном прекращении огня. Этот пункт выполняется.
Кроме того, Парижское коммюнике предполагало имплементацию в украинское законодательство так называемой «формулы Штайнмайера», предусматривающей местные выборы на Донбассе под контролем ОБСЕ.
Но согласовав формулу и подписав коммюнике, украинская сторона, не внесла изменений в законодательство, и заявляет о невозможности выборов до возвращения контроля над границей. Местные выборы, проходившие 25 октября, на неподконтрольных территориях назначены не были.
При этом, пункт 9 Минского соглашения прописан так, что восстановление полного контроля над государственной границей со стороны Украины во всей зоне конфликта должно начаться не перед выборами, а после них – «в первый день после местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
А пункт 11 Минских соглашений обязывает Украины провести конституционную реформу в части децентрализации «с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов». Пункт предусматривает принятие постоянного законодательства об особом статусе этих районов.
«Власть подает перемирие как мир»
Президент Владимир Зеленский в интервью The New York Times заявил: «Менять Конституцию в том направлении, о котором мы иногда слышим в медиапространстве от Российской Федерации, — здесь они знают мою позицию, я говорил Путину прямо, что здесь я не согласен».
По словам президента, в рамках децентрализации «мы хотим, чтобы на местах у людей было больше полномочий, больше выбора, чтобы они распоряжались деньгами». «Мы это и так делаем. Если захотим в этом направлении Донбассу больше преференций, вот такие компромиссы могут быть», — сказал он.
Интервью было опубликовано 20 декабря. А 24 декабря Президент Владимир Зеленский подписал закон о продлении на год действия закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) — так называемый «закон об особом статусе».
По этому закону государство обязуется оказывать поддержку экономическому развитию ОРДЛО, а в бюджете должны быть четко прописаны расходы, которые нельзя сокращать. Центральные министерства должны заключать договоры с местными органами власти. А те имеют право организовывать отряды «народной милиции», которые должны действовать по украинскому закону.
Руководители прокуратуры и судов должны назначаться при участии органов местного самоуправления; Центральная власть должна способствовать трансграничному сотрудничеству ОРДЛО с соседними регионами России. Кроме того, даются гарантии использования русского языка. Закон начнет действовать тотчас после местных выборов в ОРДЛО, которые по ст. 10 этого же закона возможны после вывода незаконных вооруженных формирований.
Напомним, что Закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей был принят еще в сентябре 2014 года. Поэтому, ст. 4 этого закона имеет ссылку на уже несуществующий Закон Украины «Об основах государственной языковой политики» — так называемый закон Кивалова-Колесниченко.
Изначально закон «об особом статусе» принимали на три года, затем его стали ежегодно продлять еще на один год, ничего в тексте не меняя. Впрочем, в 2019 году Президент Владимир Зеленский анонсировал принятие нового закона.
На «нормандском» саммите в Париже он заявил, что продлить старый закон нужно временно. «Я объясню почему: это техническая вещь, нам легче сейчас продолжить этот закон и позже внести формулу Штайнмайера», – заявил Владимир Зеленский. Дело в том, что коммюнике Парижского саммита предусматривало и формулу, и «особый статус».
«Будет новый закон, который будет разрабатывать парламент в сотрудничестве и публичном обсуждены с обществом. В этом законе не будет перейдена ни одна красная линия. Поэтому не будет никакой капитуляции … «Формула Штайнмайера» должна быть имплементирована в новый закон об особом статусе, которого еще нет», – говорил Владимир Зеленский в 2019 году.
С тех пор законодательных изменений не последовало. Теперь о них и вовсе не упоминают. «Перемирие, безусловно, сыграло на руку украинской власти, потому что украинская власть подает перемирие как мир», — отметил в СМИ политолог Руслан Бортник. Он констатирует, что нет политического урегулирования. «Отсутствие войны Зеленский обеспечил. А для присутствия мира необходимы политические шаги», — говорит Бортник.
Евгений Марчук, экс-премьер-министр, бывший министр обороны и экс-представитель Украины в ТКГ по Донбассу предостерегает: «Нам не стоит ориентироваться на замороженный конфликт, потому что сразу погаснут все наши мирные инициативы, а желающих нас поддерживать в мире станет совсем мало».