Как неоднократно говорили экономисты, для развития украинской экономики нужны государственные программы поддержки бизнеса. Но также, утверждают адвокаты, защищающие интересы предпринимателей, для поддержки бизнеса в Украине нужно что-то сделать с привычными схемами вымогательства взяток чиновниками и новыми схемами вымогательства взяток, которые трудно выявить, доказать и привлечь за участие в них к ответственности. Корреспондент ГолосUA выяснял, как вымогательство взяток с предпринимателей мешает развитию бизнеса в Украине и какие ноу-хау изобретают чиновники, желающие получать «левый» доход.
Налоговая, таможня, взятки
По итогам августа доходная часть украинского госбюджета-2020 существенно «потолстела»: Государственная налоговая служба перевыполнила план по сборам в госбюджет на 33,2%, Государственная таможенная служба перевыполнила план на 1,1%.
Но не только госбюджет стал богаче – богаче стали сами чиновники, которые могут оказывать влияние на предпринимателей. Некоторые из таких чиновников разбогатели незаконно – путем вымогательства взяток и их получения.
Итак, спектр схем вымогательства взяток у предпринимателей в Украине со стороны госчиновников довольно широк, сообщил ГолосUA управляющий партнер юридической компании «Тарасов и партнеры», адвокат Андрей Тарасов. По его словам, наиболее часты случаи вымогательства и получения взяток от бизнесменов со стороны налоговиков. Эти расчетливые парни и барышни знают, как оказать психологическое давление на предпринимателя, чтобы он почти добровольно согласился передать некую сумму налоговому инспектору в виде взятки.
А.Тарасов считает, что налоговый инспектор может намекнуть предпринимателю об угрозе штрафа по мнимому и реальному поводу – и человек, скорее всего, согласится «дать на лапу», чтобы не усугублять.
«Скажем, налоговый инспектор предъявляет предпринимателю документы, подтверждающие, что у того не уплачены налоги приблизительно на 100 тысяч гривен. Официальный размер штрафа за такое – около 20 тысяч гривен. Но если договориться с инспектором, то можно заплатить лично инспектору 15-30% от доначисленных обязательств и штрафов и официально штраф не платить», — рассказал адвокат.
А.Тарасов также уточнил, что, как ему известно от его информированных источников и из собственной адвокатской практики, в 2020 году в Украине налоговики стали брать большую мзду за откуп от нарушений, связанных с кассовой дисциплиной. По крайней мере, к концу лета этими схемами пользовались часто.
Размер этих взяток, которые называют в народе «благодарностью», мог достигать 25 тысяч гривен. Если же говорить об официальном штрафе за нарушение кассовой дисциплины, то если суммировать все нарушения, нужно было заплатить не менее 100 тысяч гривен. Например, за несоблюдение дневного лимита кассы нужно было платить штраф, двукратный размер превышения суммы лимита. За неполное оприходование наличности или неоприходование — 5-кратный размер штрафа. За несдачу выручки из кассы на инкассацию налоговики могли оштрафовать на 3 тысячи гривен, а за превышение ограничений на наличные расчеты — штраф до 17 тыс. грн.
А.Тарасов добавил, что в 2020 году в Украине усилилась ответственность за нарушения в сфере использования расчетно-кассового оборудования (РРО). С 1 августа в стране введены штрафы за неприменение кассового аппарата в случаях, предусмотренных законодательством: за первое нарушение нужно выплатить штраф в виде 10% от стоимости проданных товаров, работ, услуг; за каждое последующее нарушение с РРО – по 50% от стоимости проданных товаров, работ, услуг. Адвокат А.Тарасов допускает, что в одной торговой точке в обход кассы идут около 200-250 тысяч гривен (у кого-то за неделю, у кого-то за месяц), то штраф составит 20-25%. Но если договориться с налоговым инспектором, то можно откупиться за меньшую сумму – 5-20% от стоимости товаров, работ, услуг, проданных с нарушениями.
А вот если предприниматель не увидит ошибки кассиров и другого своего персонала, ответственного за РРО и через кассовые аппараты пробьют подакцизные товары (сигареты, алкоголь, к примеру) без предварительного программирования кода продукции, а также в случае самовольных изменений в кассовом аппарате, сумма штрафа налоговикам может составить более 5000 гривен. Однако, как рассказали адвокату предприниматели, с налоговым инспектором можно договориться за 2000 грн – и не платить штраф. Налоговые инспекторы – люди понимающие и обычно не против.
Конечно же, еще государство очень заинтересовано в том, чтобы в стране не продавали подакцизные товары без лицензии. Возможно, так государство заботится о здоровье населения, потому что с лицензией хоть понять можно, где это все производилось. Так вот за несоблюдение этого требования положен штраф – 17-34 тыс. грн. Но если налоговый инспектор согласен, а мы – читайте выше – пишем как раз о таких случаях, то за сумму в размере 10-30% от стоимости товара, проданного без лицензии, вполне можно договориться не платить штраф и заплатить взятку, рассказал ГолосUA адвокат А.Тарасов.
По словам адвоката А.Тарасова, в стране у предпринимателей, которые занимаются экспортом-импортом также возникают ситуации с вымогательством взяток на таможне. В Украине проводилась реформа таможни, но реформа, пожалуй, не помогла очистить ведомство от любителей брать взятки.
«Бизнес регулярно сталкивается с препятствиями при растаможке груза. В такой ситуации взятки могут начинаться с отметки в несколько тысяч гривен и достигать сотен тысяч. Все зависит от того, какой товар хочет доставить в Украину предприниматель, правильно ли у него оформлены документы, и также многое зависит от того, как скоро этот товар должен быть доставлен заказчикам», — рассказал он ГолосUA.
Ферма, облэнерго, взятки
В 2020 году крайне мало украинских предпринимателей готовы назвать журналистам имена чиновников и их знакомых, которые участвуют в схемах вымогательства взяток у бизнеса. Причина, пожалуй, ясна: если представитель государства устраивает проверку и мягко подталкивает предпринимателя к мысли о взятке, значит, формально повод для штрафа найден. Если упомянуть имя этого чиновника в прессе, можно получить иск в суд и потерять более значительную сумму денег. А еще бывают случаи фальсификации улик и доказательств на стадии досудебного и судебного разбирательства, еще бывают случаи служебного подлога.
Поэтому эту историю о фактическом вымогательстве взятки с одного из фермеров мы можем рассказать исключительно без упоминания имен, явок и паролей.
Итак, общеизвестно, что для подключения имущественного или производственного комплекса к постоянному энергоснабжению силами облэнерго нужно сделать так, чтобы данный объект и оборудование для подключения электричества на нем соответствовал ряду технических характеристик. Если сотрудник облэнерго, который нанес визит директору предприятия, утверждает, что объект не соответствует этим характеристикам, то спорить с этим инспектором невозможно. Хотя бы потому, что он лучше разбирается в предмете спора.
В какой-то момент предприниматель Александр (имя изменено) вынужден был обратиться за помощью в частную структуру, потому что не видел возможности уменьшить на себя давление со стороны облэнерго и не мог обеспечить бесперебойную работу своего производственного комплекса.
«Ко мне приходил этот человек (инспектор) и постоянно говорил, что подключить на постоянной основе они не могут. Я разговаривал с ним, мои сотрудники с ним разговаривали, это длилось несколько месяцев, и я понял, что все идет к тому, что меня отключат от электричества и работа предприятия остановится. После этого я бы вынужден был платить взятки постоянно», — рассказал он ГолосUA.
Через несколько месяцев непродуктивного общения с облэнерго ситуация достигла накала, и вот тут предпринимателю кто-то из его знакомых посоветовал обратиться за помощью в одесскую компанию, которая занимается системами альтернативной энергетики.
«Мне подсказали, что они могут помочь решить вопрос. Я с ним долго общался, и мы договорились, что они помогут меня подключить к постоянному энергоснабжению, а за эту консультацию я заплатил 80 тысяч гривен. Меня познакомили с представителями НКРЭКУ, я с ними поговорил, и после этого меня подключили к постоянному энергоснабжению. Я думаю, если бы я этого не сделал, то мое предприятие просто бы остановилось», — рассказал ГолосUA предприниматель.
Он также добавил, что был морально готов заплатить крупную сумму, чтобы только проблема решилась: «Несколько тысяч долларов это дорого, но я думаю, если все решилось, то это нормально».
Председатель общественной организации «Палата Апелляционных Уполномоченных» Михаил Казаров считает, что эта история с фермером наглядно иллюстрирует ситуацию с тем, как в Украине эволюционирует система вымогательства взяток чиновниками.
«В нашу организацию обращаются люди, чьи ситуации неординарны и сложны – те, кто оказался под давлением и кто не знает, куда обратиться за законной помощью. Формально этого предпринимателя подводили к тому, чтобы он дал взятку, но формально это не взятка, и даже доказать, что был факт вымогательства, невозможно. Хотя 80 тысяч гривен, почти 3000 долларов США за консультацию — это многовато.
С другой стороны, формально ему могли предъявить в облэнерго то, что он нарушает технические регламенты или допустил самовольное подключение к электросети. Кстати, облэнерго могло применить к нему штрафные санкции. Я допускаю, что предпринимателю нужно было докупить оборудование для подключения к электросети.
Но если учесть, что в этой истории фигурируют представители НКРЭКУ, то я допускаю, что ситуация разрешилась следующим образом: из НКРЭКУ позвонили своим подчиненным в областную энергокомпанию и потребовали директивно вот такого-то человека обслужить по полной программе, как «своего». Грубо говоря, за 80 тысяч гривен, которые он отдал неизвестно какой компании, которая якобы занимается альтернативной энергетикой, этот предприниматель обеспечил себе подключение к электроэнергии. Но если это подключение производилось без учета технических требований и если, не дай бог, из-за этого произойдет пожар, то на предприятие может прийти прокуратура и предъявить ряд подозрений», — рассказал ГолосUA он.
Как добавил М.Казаров, данный случай получения энергокомпаниями крупной суммы от предпринимателей, которую формально нельзя назвать взяткой, — не единственный.
«Как мне известно, при НКРЭКУ обычно существуют разные фирмы, которые помогают чиновникам этой госструктуры заниматься бизнесом. Кроме того, у каждого чиновника НКРЭКУ очень высокая зарплата, выше, чем у госслужащих, на 30-40%. И еще они практикуют так называемую «помощь родственникам», и у подавляющего количества сотрудников НКРЭКУ – родственники в компаниях, занимающихся альтернативной электроэнергетикой – ветровой, солнечной. У процентов 80 этих фирм альтернативной энергетикой, вообще, на самом деле не занимаются. То есть документы разрешительные у них есть, и меньшая часть этих фирм еще завозят какие-то солнечные панели в Украину. Но большая часть — это компании, которые сдают налоговые декларации-пустышки и используются исключительно для легализации вот такого рода взяток. Поскольку к чиновнику нельзя прийти и вручить ему кейс с наличными, с этим сейчас в Украине очень строго, то вот такая взятка через родственника другого родственника путем выписывания акта выполненных работ, которых никогда не было, похоже, становится частым явлением.
Коррупцией это по закону назвать трудно – все-таки какие-то услуги оказываются. Это ближе к налоговым и финансовым махинациям. Здесь есть очень тонкая грань: такая передача денег — это не коррупция. Коррупция — это получение оплаты, не предусмотренной законодательством, то есть неправомерной выгоды. В случае с фермером и НКРЭКУ выгодополучатель непрозрачен, нет факта получения незаконной выгоды: просто человек пришел в компанию, которая имеет право консультировать своих клиентов, но стоимость этих консультаций слегка или слишком завышена. Законами получать консультации по различным вопросам не запрещено.
У меня есть предположение: в указанном вами случае из заплаченных 3000 долларов за консультацию, скорее всего, 1000 долларов идет директору консалтинговой компании, 1000 долларов – руководству облэнерго и 1000 долларов оседает у представителя НКРЭКУ», — сказал эксперт.
На вопрос журналиста: «В Украине коррупция приобретает новые форматы?» аналитик ответил: «Это можно назвать и так».
В финал этой публикации так и просится фраза из книги Марио Пьюзо «Крестный отец»: «Один законник с портфелем в руках награбит больше, чем сто невежд – с автоматами».
И что может защитить украинских предпринимателей от таких «законников»? Помощь юристов и адвокатов, потому что украинское государство сегодня не защищает бизнес, а грабит.