Министр образования и науки Украины обязан уйти в отставку. Это европейская норма (требование) за те провалы, которые он допустил. Напомним, что на должности министра образования и науки господин Квит оказался в результате политических событий Майдана 2013-2014 гг. Известен критическими заметками относительно своих предшественников. Но чем он сам отличается от них? Оказавшись в кресле министра, он проявил полную некомпетентность и практически уничтожил систему. Исповедуя крайне праворадикальные взгляды, министр навязывает их образованию: его не интересует, как общество относится к таким новациям…
Мы остановимся лишь на семи провалах министерства, которые в европейских странах давно привели бы министра к отставке. Но Украина не Европа, считает Людмила Ващенко, директор Центра экспертизы образовательных реформ.
Первый провал на посту министра заключается в обнулении доходов работников образования. Так, резкое снижение роста ВВП, обвал национальной валюты и подобные кризисные явления оставили равнодушными министерское руководство: за период 2014-2015 гг. в образовательной сфере ни разу не было осуществлено индексирования зарплат, а их выплаты задерживались месяцами. Как известно, оплата педагогического труда очень тесно взаимосвязана с мотивацией человека к профессиональной педагогической деятельности. Более того, является стимулом эффективной реализации и реформ. Также из СМИ стало известно, что министр завизировал проект Бюджета -2016. В документе, в частности, планируется уменьшение финансирования образования с 10% до 7% от ВВП. Таким образом, в 2016 году сокращение ассигнований на образование составит 30%. Из этого следует, что нашу систему в ближайшем будущем ждут глобальные сокращения: и человеческие, и институциональные.
Второй провал связан с уникальным явлением новых реформаторов и самым «действенным средством» в борьбе с коррупцией – внешним независимым оцениванием. Ситуация вокруг УЦОКО в августе нынешнего года (найденные во время обыска в кабинетах руководителей крупные суммы валюты и неоднократное вторжение в систему для изменений в базе данных) продемонстрировала украинскому обществу реальную картину борьбы с коррупцией в образовании. Показательно, что Центр экспертизы образовательных реформ в течение последнего года постоянно анализировал кризисные процессы с ВНО и неоднократно обращал внимание общественности на недопустимые действия государственных чиновников относительно использования денег бизнеса для проведения ВНО-15. Но очевидно также, что нивелирование данной идеи находится значительно глубже обычных бизнес-интересов руководителей УЦОКО. Скорее всего, в списках избранных выпускников не оказалось некоторых новых фамилий политического Олимпа… Министр при этом не осудил коррупционеров и освободившееся место предложил занять их последователям.
Третий провал в работе МОН Украины, безусловно, связан с желанием реформировать науку и поставить ее на службу собственному ведомству. Как было заявлено ранее, реформирование предполагает объединение всех отраслевых академий «под крышей» национальной. Важно отметить, что при такой реорганизации исчезнет 50%-70% научных кадров, будут отменены дополнительные оплаты за академические звания (ученых отраслевых академий), а основной формой финансирования науки станут поиски учеными инвесторов. Стоит ли говорить о возможном эффективном управлении научными кадрами со стороны министерства, если в собственном аппарате нет научного потенциала. Не украшает министра и решения относительно лишения ученых званий за политические взгляды. В таком случае, аналогично нужно поступать и с теми, кто получал такие же звания до 1991 года. Как минимум, 99% из них имели при себе партбилеты, исповедовали совершенно другую идеологию, и всю свою методологическую базу строили на основании марксистско-ленинских учений.
Четвертым провалом в работе министра является наступление на учебные заведения и оптимизация их сети. В первую очередь, это касается закрытия малокомплектных школ. Их в Украине, действительно, много. Но мнение местной общины уже никого не интересует. В этом вопросе некомпетентность министра более чем очевидна, поскольку ни он, ни его ведомство за прошедшее время не способно было предложить ни одного альтернативного подхода к решению вопроса закрытия малокомплектных школ. Как и все остальные реформы, идеи зарубежных консультантов оказались убедительными. Между тем, и украинские, и зарубежные ученые-педагоги отмечают положительное влияние на развитие ребенка именно школ с небольшим количеством учеников. Вместе с тем, введение в новое законодательство нормы финансирования школ из местного бюджета приведет к их автоматическому закрытию (по причине отсутствия на местах бюджетоформирующих объектов).
Пятым провалом мы считаем отсутствие в работе МОН, как центрального исполнительного органа власти, работы по контролю и оцениванию собственных результатов деятельности, а также субъектов и объектов всей управленческой вертикали.Свидетельством этого и стали программы госпожи Фреймут, в которых обличаются изъяны школьной жизни. Очевидно, министр не желает видеть реальную ситуацию в детских садах, школах, университетах… Он не хочет знать, что дети годами находятся в зданиях, которые поедает грибок; что они и в 21 веке пользуются санитарными услугами на школьном дворе; а утром на стульчики кладут подушечки, потому что за ночь классы в нетопленной школе очень остывают… К сожалению, профильное министерство полностью устранилось от выполнения одной из важных своих функций управления – контроля. Более того, пытается навязать обществу мнение, что контролировать должны все кто угодно: само общество, родители, СМИ, но только не они. Но, как известно, незнание своих обязанностей не избавляет от ответственности.
Шестым провалом министерства и работы министра является законодательное направление деятельности. В этом вопросе надо отдать должное большой продуктивности команды. За двадцать месяцев исписано много бумаги… Но, к сожалению, ни один из документов не отличается качеством: не успели принять Закон «О высшем образовании», как ему вдогонку принимают изменения к закону. Более того, во всех законопроектах и законах нарушается действующая Конституция Украины. Отдельные предложенные изменения (так называемые, реформы) имеют крайне радикальный характер и политизированы. Во все законы заложены нормы коррупционного характера, о чем мы неоднократно повторяли. Идеи и положения принимаются кулуарно, они не проходят широкого обсуждения в обществе. Результатом законодательной деятельности является полное неприятие ни педагогическим, ни научным сообществом идей 12-летней школы, сертификации учителей, реорганизации научно-исследовательского потенциала страны и т.д. Провалилась идея создания Национального агентства по обеспечению качества высшего образования. Принятые законы тотально не выполняются.
Седьмым провалом деятельности министра есть нарушение основ демократии: отсутствие прозрачности, открытости, создание и использование «под себя» общественных организаций, а также средств массовой информации. Достаточно показательными являются факты, так называемой, борьбы общественных сил против неугодных в образовании: руководителей школ, университетов, авторов учебников. Не имея возможности компетентно вступить в открытую дискуссию, представители министерства подключают к процессу СМИ, социальные сети, «ручную» общественность. Международные фонды при этом активно финансируют общественную поддержку образовательных реформ. Относительно открытости образования, система не изменилась за это время: на сайте министерства отсутствуют финансовые документы, проекты бюджета, отчеты; законопроекты и принятые законы не публикуются. Все это дает основание говорить о создании виртуального образа реформ, а не о качестве образовательных изменений.
Над резюме к этому материалу долго не думала: в Интернете нашла комментарии о нашем образовании одного из родителей. Разделяя его полностью, хочу добавить, что это уже не тенденция… Это закономерность!
"Від шкільної освіти плакати хочу. Стріляти теж. Робимо домашню роботу, дитина, яка від книжки не відходить, не хоче ходити в школу. Квіт має піти у відставку тільки за це. Не буде нормальної школи, не буде вищої освіти. Зробіть школу. Поставте її на місце. Не виші, а школи. Підручники гівно, викладання гівно. Виші залежні від шкіл. Будуть школи — будуть виші. Все просто — школа має перестати бути базаром купівлі оцінок. Ця корупція набагато небезпечніша, чим в прокуратурі й суді. Бо тепер діти на свята дарують вчителям не тільки квіти, а й гроші в конверті. Не батьки, а діти!!! Тимур Нагалевський".