Первая пленарная неделя Рады восьмого созыва состоялась. Мы увидим спикера Гройсмана только 9 декабря, и, значит, есть время проанализировать не только его успехи и проколы в кресле главы Рады восьмого созыва, но и понять, каким ветром его вообще занесло в президиум.
Все-таки до Гройсмана «не первым и не вторым» становились политики с большим опытом государственной и политической работы. Ткаченко, Плющ, Мороз, Литвин, Рыбак… Каждый из них, прежде чем «рулить» парламентом, прошел все ступени государственного управления, имея за плечами как минимум депутатский опыт, как максимум (Мороз и Литвин) — руководство ВР прежних созывов. А вот 36-летний мэр Винницы добрался до кресла парламентского «вождя» в считанные месяцы: его, как и самого Порошенко, вынесла наверх мутная революционная волна. И есть обоснованное предположение, что Гройсман схлынет вместе с пеной Майдана довольно быстро: практически все эксперты не дают нынешней ВР шансов на полноценную пятилетнюю работу, уверяя, что этот парламент проживет не больше года. Так что запас прочности у Гройсмана, при котором Раду стали величать «украинским Кнессетом», не слишком велик. Тем не менее, именно на его плечи ляжет миссия сохранения и укрепления пропрезидентского большинства, незримая война с Яценюком и его командой и принятие новой Конституции, на необходимость которой Украине уже намекнули и в ПАСЕ, и в Венецианской Комиссии. Новая Конституция должна стать последним кирпичиком в деле окончательной легитимизации государственного переворота в Украине, организованном в феврале прошлого года.
И все это время мы будем наблюдать противостояние Порошенко и Яценюка, так как в Украине фактически сейчас уже два президента. И оба они будут бороться за сохранение своего влияния внутри страны и за международную (американскую, прежде всего) поддержку на внешней арене. В этой борьбе Гройсман становится самым главным союзником Порошенко, а надо сказать, что у Петра Алексеевича этих соратников не так уж и много. Достаточно посмотреть на список БПП, в который вошли представители Левочкина и люди Коломойского, члены УДАРа и креатуры Меджилиса, чтобы понять — на эту «сборную солянку» Президенту рассчитывать не приходится. Более того, самые проницательные из них уже бегают на разведку в "Оппозиционный блок", готовясь к апрельским выборам.
Собственно говоря, у осторожного и закрытого Порошенко не так много доверенных лиц, человек 15, и половина из них – это члены семьи (отец, жена, сын), а вторая половина — это Гройсман, Гонтарева, Грынив. Негусто, прямо скажем… Поэтому Президент будет по максимуму использовать эти «штыки», заводя их на самые высокие государственные должности. Примеры Гройсмана, Стеця, Гонтаревой – самое наглядное подтверждение данной "концепции управления». Не ее ли мы наблюдали с 2010-го года? Когда люди с донецкой пропиской становились всем и вся…
Владимир Гройсман родом из Винницы — базового для бизнеса семьи Порошенко региона. Когда в 2005 году 27-летний энергичный частный предприниматель был избран депутатом Винницкого горсовета, он смог убедить неформального куратора региона, что справится с объемом задач на посту секретаря совета. В 2006-м с этой должности Гройсман впервые выиграл мэрские выборы в Виннице, конечно, не без организационной и финансовой поддержки со стороны Петра Алексеевича. За пять лет ставленник Порошенко доказал свою преданность, и уже в 2010 году вторую победу на мэрских выборах «выковал» с результатом 77,8%. И в первую, и во вторую мэрскую каденцию Гройсман и Порошенко отлично находили общий язык, а неизменным помощником в муниципальных реформах выступал Благотворительный фонд Петра Порошенко. Зримым памятником сотрудничеству стал винницкий фонтан Roshen. Без преувеличения можно сказать о том, что винницкий мэр — это проект Порошенко, а не самостоятельная карьера и политический капитал Гройсмана. Он никогда бы не поднялся выше уровня мелкого провинциального чиновника «с задатками», если бы не влияние и средства семьи Порошенко. Точно так же нельзя говорить о Гройсмане, как о самом успешном мэре центральной Украины — без капиталов семьи Порошенко он ничем не отличался бы от сотен таких же градоначальников: ведь лично Гройсман никаких «революций» в управлении городом не совершил.
В принципе, Гройсман в кресле спикера — это как Гонтарева в Нацбанке. Кума Порошенко, которую Президент отправил «спасать гривну», не только раскрутила маховик инфляции и «прокутила» золотой запас, но и стала фигурантом уголовного дела за валютные спекуляции НБУ. Да, при ней доходы банка Порошенко выросли вдвое, но только ли для этого Гонтареву делегировали в Нацбанк? Оказалось, что женщина, которая была хорошим главбухом для бизнеса Порошенко и личным другом Президента, мало годится для управления национальной финансовой системой. Не хватает опыта, связей, понимания ситуации и принципов работы государственной «махины»: все же НБУ — не банк «Михайловский». И перенести в Нацбанк принципы семейного управления не удалось. А что удалось? Обвалить гривну, развалить банковскую систему, убить доверие граждан к банкам, распугать инвесторов. Так же и Гройсман: то, что удавалось в Виннице, не «накладывается» на столицу, где сосредоточены все рычаги управления государством, а не только фондом папы Порошенко. Первый прокол случился с Гройсманом на уровне КМ, куда Петр Алексеевич привел своего протеже под проведение реформы местного самоуправления, которая казалась Порошенко панацеей от сепаратизма и должна была стать альтернативой федерализации Украины.
Однако развитие событий (война на Донбассе, экономический коллапс) вынудили Президента пересмотреть роль Гройсмана в истории. В итоге бывший мэр Винницы стал противовесом Яценюку сначала в Кабмине, а теперь вот в парламенте. Уже когда во время летнего демарша Яценюка Порошенко поставил на его место своего винницкого соратника, стало ясно, что полномочия Гройсмана могут быть расширены весьма существенно. Он реально претендовал на пост нового главы правительства и если бы не вмешательство США, курирующих Украину, то сидеть бы мэру сегодня в кресле премьера. Хотя никаких подвигов и прорывов в деле развития местного самоуправления на всеукраинском уровне Гройсману совершить так и не удалось. Я уж не говорю о реформе ЖКХ, за которую он тоже брался… От провала Гройсмана (да и всех остальных членов Кабинета) спасли досрочные выборы в Раду, когда Президент поставил своего любимца в первую пятерку «героев Майдана». То есть, все дело в личной симпатии Петра Алексеевича к своему винницкому другу, а не в управленческом гении молодого чиновника.
Не смутили Порошенко даже коррупционные скандалы, в которых фигурировала семья Гройсманов (сам мэр и его отец Борис Исакович Гройсман). Речь идет о громком коррупционном скандале, связанном с приватизацией городского рынка "Юность» и строительством торгового комплекса «Магигранд», под который винницкая Семья взяла кредит в 10 800 000 долларов США. Однако из этих средств только часть денег пошла на строительство «стены плача» (так называли горожане проект), остальные были обналичены и разворованы через конвертационные центры. Разумеется, об уплате налогов в особо крупных размерах вообще никто не подумал, а вот «погасить» долги винницкая Семья попыталась с помощью земли и коммунальной собственности. Скандал, который набрал обороты в 2012-м, замяли благодаря влиянию и связям Порошенко «в верхах», но осадочек остался. Тем не менее, несмотря на глубокую интеграцию Гройсмана в исполнительную вертикаль «донецкого режима», Порошенко сумел внедрить винницкого мэра в ряды политиков Майдана, к которому нынешний спикер никакого отношения не имеет. Конечно же, никто не видел Гройсмана на Майдане, он явно был по иную сторону баррикад из покрышек. Но сегодня в Раде именно Владимир Борисович руководит большинством, сформированным исключительно из партий Майдана. Это ли не ирония судьбы? Кстати, она уже сыграла с ним первую злую шутку. Вспомните скандал с сотником Парасюком, которому депутаты БПП посоветовали заткнуться, «потому что ВР – не Майдан», а сам спикер вообще не отреагировал на попытки комбата «заблокировать» прохождение в руководство комитетами экс-регионалов.
По большому счету, Порошенко сейчас пытается упрочить власть методами Януковича. И Гройсман в кресле спикера Рады — это аналог экс-главе парламента Владимиру Рыбаку, ставшему спикером только благодаря многолетней дружбе с Виктором Федоровичем и донецким корням. Конечно, логику Президента понять можно, — он хочет, чтобы парламент, которому предписано формировать КМ, принимать стратегические законы (отмена внеблокового статуса, например), утверждать новый Основной закон — был под его личным контролем. Тем более, что Тимошенко уже замахнулась на импичмент, а «Народный фронт» чуть ли не в открытую обсуждает будущие выборы Президента в Раде. Но справится ли с этой архисложной задачей – «переформата» ВР под Порошенко его винницкий ставленник — большой вопрос. Ведь аналогичные сражения в свое время проиграли куда более зрелые и подкованные в политике Мороз — в 2007-м и Рыбак — в 2013-м…