Андрей Кислов
07:00 13/03/2017

За что судится Украина в Гааге

Иск в Международном суде ООН не подразумевает возвращения Крыма или Донбасса. Эксперты полагают, что украинские власти рассчитывают на вердикт суда как на аргумент для продления санкций против РФ. Но обязывающего механизма нет.

«Гаага»- звучит гордо

Суд ООН может вынести временное решение до 5 апреля. Об этом сообщил президент Украинской ассоциации внешней политики Владимир Хандогий.

«Суд может продолжаться очень долго — годы. А до вынесения финального решения мы были бы заинтересованы в том, чтобы суд вынес временное решение», — сказал он в телеефире.

Напомним, 16 января Украина обратилась в Международный суд ООН  с жалобой на нарушение Россией Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Когда Международный суд в Гааге рассматривал аналогичный иск  Грузии против России после войны в Южной Осетии, он принял так называемое «временное постановление», призывавшее обе стороны воздержаться от нарушений. Но затем в 2011 году суд  заявил, что его юрисдикция на данное дело не распространяется.

Политический эксперт Елена Дьяченко иронизирует: «Расчет дерзких европейских реформаторов был на то, что Международный Суд ООН (куда подан иск) и Международный Уголовный Суд (куда стоило бы подать)  — это "какая разница, оба в Гааге"?».

Она отмечает, что для подачи иска в Международный Уголовный суд Украине следовало ратифицировать Римский статут. Но, по мнению эксперта, украинские власти этого не делают, «потому что боятся нести ответственность за военные преступления».

Международный Суд ООН обладает юрисдикцией по рассмотрению «правовых споров» между государствами (ст. ст. 34 и 36 Статута Международного Суда). Под спором понимается «разногласие по фактическому или правовому вопросу, конфликт правовых позиций или интересов между сторонами».

Впрочем, Украина  требует от РФ лишь прекращения финансирования вооруженных формирований на Донбассе и восстановления деятельности Меджлиса в Крыму. При столь скромных целях, официальные лица не ожидают скорого финала.

Так, постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко заявил в СМИ: «Да, мы не говорим, что решение в пользу Украины будет уже завтра. Да, это займет несколько лет». А когда решение будет вынесено,  оно будет выполнено всеми национальными судами. «А это значит, что пойдут аресты российской собственности за рубежом: судов, самолетов», — поясняет дипломат.

Однако, Украина не судится за возврат территории или имущества.  Бывший министр юстиции Елена Лукаш отмечает: « Сам иск Украины удивителен в своей наивности и незамысловатости» Она констатирует, что украинская сторона просит суд обязать РФ «

-прекратить;

-расследовать;

— не допустить;

— запретить;

— воздержаться;

— оплатить затраты, связанные с взрывами и выстрелами;

— контролировать свои границы…».

Лукаш отмечает,  что Крым предметом украинского иска не является, «там просто нужно обязать РФ прекратить нарушать права крымских татар». Экс-министр юстиции задается вопросом, зачем вообще обращались в суд. И приходит к выводу, что вердикт суда может дать лишь аргументы для продления санкций в отношении РФ.

Миссия выполнима?

15 марта Совет ЕС рассмотрит продление на полгода санкций против 146 граждан России и Украины, а также 37 организаций. А основные — экономические санкции против России — действуют до 31 июля 2017 года. 

Санкции против энергетического, оборонного и финансового секторов РФ были введены 31 июля 2014 года и были усилены в сентябре 2014 года.  9 марта 2015 года Европейский Совет решил связать срок действия санкций с полным выполнением Минских соглашений. А 15 декабря 2016 года Саммит ЕС принял решение об очередном продлении санкций против РФ.

Отметим, что санкции со стороны США и Евросоюза в отношении  РФ были введены без какого-либо  решения Международного  суда. И прямого отношения к ним его вердикт не имеет.

Так, бывший вице-президент США Джо Байден прямо заявлял, что страны ЕС пошли на введение санкций против РФ под давлением Вашингтона. «Это правда, что они (страны Евросоюза) этого не хотели, — признал Байден.  — Но Америка взяла лидерство на себя, и президент США настаивал на этом, иногда ему даже приходилось ставить в неловкое положение Европу, чтобы она с риском понести экономический ущерб начала действовать с целью заставить (Россию) расплатиться». Это было сказано в октябре 2014 года.

Тогда же немецкие СМИ писали, что давлению со стороны США (а санкции против России и есть результат этого давления) можно было бы противостоять. «Однако Германия «прогнулась», хотя и политики, и деловые круги прекрасно понимали, что санкции нанесут стране огромный ущерб», — писала немецкая деловая газета Handelsblatt.

Вопрос отмены санкций постоянно поднимался в деловых и политических кругах ЕС. Сегодня французская газета  Le Monde  констатирует:  «Приход к власти в США Дональда Трампа и предстоящие выборы во Франции и Германии, возможно, обернутся отменой санкций в отношении Москвы».

Напомним, первый тур президентских выборов  во Франции намечен на  23 апреля, второй — на 7 мая.  А парламентские выборы в Германии будут проведены 24 сентября. Не исключены досрочные выборы в итальянский парламент. Парламент Каталонии принял решение о проведении референдума о независимости не позднее сентября 2017 года. Шотландия может провести еще один референдум о независимости в 2017 году. Очередные выборы самоуправлений в Латвии назначены на июнь нынешнего года.

А уже 15 марта 2017 года должны пройти парламентские выборы в Нидерландах. В этой стране уже оспаривали ратификацию соглашения об ассоциации Украина-ЕС, но нынешний парламент пошел наперекор референдуму. А в лидерах парламентской  гонки – евроскептики.

Эксперты отмечают, что Европе — не до украинских проблем. «Если еще несколько месяцев назад можно было говорить, что в Европе устали от Украины, то сегодня усталость сменилась на раздражение», — считает политический эксперт Павел Рудяков.

Можно ли заставить западных партнеров продлить санкции против РФ с помощью вердикта гаагского суда? Эксперт-международник Украинского института анализа и менеджмента политики Владимир Воля отмечает, что обязывающих механизмов нет. Он констатирует:  « Решение суда ООН – это всего лишь вынесение квалифицированного мнения».

Читайте также по теме