За дороги заплатят дураки

После схождения остатков асфальта с украинских дорог вместе с растаявшими весенними снегами украинских автомобилистов ожидает крупный и неприятный сюрприз от Кабмина – повышение в три раза акцизов на топливо.

По данным издания «
color="#0000ff">Коммерсант-Украина» Мининфраструктуры лоббирует повышение акцизов на бензин и дизтопливо и соотвествущее предложение о поэтапном росте ставок уже подано в Кабмин. Повысить акцизы предлагается в среднем почти в 2,5 раза, чтобы уравнять украинские акцизы с европейскими, то есть со 198 евро за тонну бензина примерно до 466 евро. Обосновывают такую инициативу тем, что мол денег на ремонт дорог не хватает, потому и надо где-то найти.
Дураки должны заплатить за дороги втридорога. Именно таким слоганом можно описать инициативу Мининфраструктуры. Поскольку от количества денег, которые собирает государство с автомобилистов, качество украинских дорог не зависит вообще. И в наличие такой зависимости может поверить только дурак. Особенно если учесть, сколько денег собирают и что у нас строят.
Напомню, что Голос.UA в марте уже делал расчеты того, сколько на данный момент при нынешних ставках акцизов на топливо автомобилисты отчисляют в госбюджет. Из открытой в СМИ информации находим, что отчисления в бюджет (НДС, акцизный сбор) с литра бензина составляют около 3,6 грн (при средней цене бензина в 10,5-11,5 грн), а с литра дизельного топлива порядка 2,2 грн. В год в Украине продается примерно 5,85 млрд литров бензина и 5,63 млрд литров дизтоплива. Соответственно, бюджет получает около 33,4 млрд грн (5,85*3,6=21,06 млрд грн и 5,63*2,2=12,386 млрд грн). В прошлом году
color="#0000ff">средняя стоимость новой легковой машины составила 17400 евро. Продано было 217 581 машин
color="#0000ff">(в 2010 – 230 890 шт, в 2011 – 297 680 шт). С учетом НДС и 10% налога на импорт, покупатели машин заплатили в бюджет 2012 еще порядка 10 млрд грн. В сумме получается, что автолюбители пополнили бюджет на… примерно 43,5 млрд грн! За эти деньги можно отремонтировать и построить более 35 тыс км дорог, или за 5 лет полностью сделать ремонт на всех автодорогах Украины. Но ничего подобного не происходит.
Если увеличить акциз по предложенному в Мининфраструктуры механизму, то даже при падении продаж авто на 20% (что в принципе можно спрогнозировать судя по динамике последних лет), то объем собранных денег с автолюбителей составит 65-70 млрд грн. На эти деньги можно отремонтировать треть всех автодорог страны или за три-три с половиной года полностью решить проблему с ямами на дорогах в масштабах Украины. Правда только в том случае, если ремонтировать дороги будут турки и немцы, а не «Укравтодор».
К чему же приведет повышение акцизов для всех украинцев? В отличие от дорог, которые точно не будут ни построены ни отремонтированы, удорожание транспортных услуг приведет к повышению цен на абсолютно все виды товаров в Украине. В пресс-службе «Лукойла» отмечают, что повышение акциза почти в три раза приведет к подорожанию бензина на 6-7 грн. Это автоматически увеличит стоимость транспортных услуг на 50%. Так как логистические схемы и транспортные расходы при производстве различных товаров и услуг составляют от 10 до 30% себестоимости, то такое повышение автоматически ведет к удорожанию всего и вся на 5-15%. А с учетом того, что в Украине более 100 налогов и сборов и все они накручиваются на себестоимость, то на выходе подорожание будет в те же 10-30%.
Так что в итоге и дорог не будет и цены вырастут. Никакого иного результата от увеличения акцизов ожидать просто глупо. Впрочем, а разве когда-то в Украине чиновники предлагали и реализовывали нечто разумное и полезное для народа?..

Читайте также по теме