Руководство Харьковского метрополитена давно собиралось заменить таблички, указатели и информационные вывески в подземке. Объясняли, что знаки нужно привести к европейским стандартам, а все надписи перевести на английский язык. Двуязычие в харьковском метрополитене не каприз – чемпионат Европы по футболу на носу. Поэтому, чтобы иностранным туристам было удобно все украиноязычные названия и объявления в метро меняют на украино-английские.
Бизнес- маленький, расценки — большие
Первый тендер был проведен в феврале. Но вот о самом тендере руководство «Харьковского метрополитена» сообщило только начальству и тендерной палате. В феврале был заключен договор о поставке коммунальному предприятию «Харьковский метрополитен» информационных табличек. Оказалось, что каждая пластиковая вывеска с названиями станций обошлась в 5 тысяч 173 гривны. А в целом цена 465 табличек — 2 миллиона 405 тысяч 459 гривен.
Почему же так дорого? Директор коммунального предприятия Михаил Карамшук отвечать на вопросы журналистов наотрез отказался. Не смог обоснованно объяснить столь дорогую покупку и мэр города Геннадий Кернес.
А вот руководитель Ассоциации внешней рекламы Артем Биденко считает, что метрополитен серьезно переплатил за заказ. «Изготовление табличек это не какой-то там большой бизнес. Заказ на 10, на 20, на 30 тысяч гривень для таких фирм — это счастье. Естественно, заказ на изготовление 465 табличек для харьковского метро – очень крупный заказ. Он тянет на топ-20 годовых заказов, наверное».
Он попросил несколько фирм просчитать стоимость такого заказа и получил цифры, абсолютно отличающиеся от приведенных выше. «Эти таблички изготовлены из пластика, на них акриловые буквы. Ничего сложного. И реальная себестоимость — самой большой из этих табличек — 750 гривен, — приводит расчеты участников рынка эксперт. — Поэтому бюджет этого всего мероприятия был бы около 300-500 тысяч гривен. В зависимости от жадности посредников, агентств, маржи и так далее. Но в любом случае, даже если это 500-550 тысяч гривен с НДС, это в пять раз меньше 2,41 миллиона гривен, которые за них заплатили».
«Мой адрес не дом и не улица..,»
Не прошло и нескольких дней, как стало известно о еще одной крупной покупке в харьковской подземке — 937 табличек со светодиодами. И в этом случае предприятие не готовило специального сообщения для харьковчан. Узнать о контракте могли те, кто регулярно мониторят «Вестник государственных закупок». Новые таблички обошлись подземке в 7,9 миллиона. />
Эти таблички, согласно технической документации, которая была обнародована при объявлении тендера, должны светиться. На всех станциях метро они обозначают входы-выходы, название станции, на которую попал пассажир, или улицы, на которую он выйдет в ту или иную сторону. Всё это называется «световые знаки». В техзадании четко оговорен вес – не больше 15 килограммов, требования к светодиодам, наличие влагоотвода и запаса кабеля. Метрополитен нарисовал, как должны выглядеть такие знаки и даже оговорил цвета – разные для каждой из трех линий подземки.
Узнать подробности об этом тендере тоже возможности не было. Предприятие официально ответило на информационный запрос, что имеет право и пользуется им не предоставлять информацию о своей хозяйственной деятельности. Как коммунальное предприятие, учрежденное громадой Харькова в лице городского совета, оно подотчетно только в вопросе перевозок и тарифов.
«Поскольку вопросы, которые вы задаете в запросе, не касаются услуг по перевозкам пассажиров, то есть выходят за границы п.4 ч.1 ст.13 Закона Украина «О доступе к публичной информации», предлагаю вам обратиться за к надлежащему распорядителю информации» — сказано в официальном ответе.
Оба заказа выполняла компания «Статус Практика». Попытка получить ответы на вопросы об особенностях, качестве, сложности и технике выполнения табличек, которые бы обусловили такие космические цены, тоже не увенчалась успехом. По адресу фирмы, который указан в тендерной документации, расположен жилой дом. Здесь нет ни одной вывески, которая бы указывала на производителя и посредника в производстве внешней рекламы. По контактному телефону отвечают: «здесь у нас турфирма».
Читайте также: лучшая доска объявлений украина
В последнюю неделю марта в харьковском метро чуть ли не каждый день хотя бы на одной из 29 станций появлялось что-то новое в оформлении — так постепенно меняется стиль подземных входов, выходов, переходов и стен. Новый имидж обошелся метрополитену Харькова 10,3 миллиона при годовых убытках более 87-ти миллионов гривен.