-
Падение ВВП и рост бюджетного дефицита все явственнее проявляется на региональном уровне. Местным бюджетам катастрофически на хватает денег. Причем если уже с весны не прекращаются проблемы с задержками заработных плат бюджетникам, то к зиме добавились новые незадачи. И в первую очередь это долги по ЖКХ перед энергетическими компаниями, которые color="#0000ff">накапливались уже еще с прошлой зимы. Так, по состоянию на 1 января этого года госбюджет задолжал местным бюджетам по разнице в тарифах на тепловую энергию для населения 3,9 млрд. гривен, а к сентябрю эта сумма увеличилась до 10,6 млрд. гривен. Долги госбюджета перед местными бюджетами по разнице в тарифах на водоснабжение и водоотведение, составлявшие на начало года 4,4 млрд. грн., к сентябрю выросли до 8,2 млрд. гривен.
- Чтобы хоть как-то решить данную проблему, Кабмин разработал и подал в Верховную Раду законопроект, который позволяет реструктуризировать фактическую бюджетную задолженность в разнице в тарифах на тепловую энергию путем выдачи финансовых казначейских векселей. По мнению чиновников, это урегулирует вопрос погашения задолженности госбюджета по компенсации разницы в тарифах на тепловую энергию, услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу для населения предприятиям коммунальной теплоэнергетики и водоснабжения. Закон, принятый Парламентом 5 ноября, президент Украины В.Янукович подписал 20 ноября, а значит, уже с начала зимы он должен заработать в полную силу.
- С одной стороны, это вроде бы и неплохо, так как предприятия получать вместо денег хоть обязательства правительства, которые можно будет использовать в качестве таковых. И смогут и дальше поставлять свои услуги населению, рассчитываясь этими же векселями уже перед бюджетом. Но это в теории. На практике совершенно непонятно, как именно будет работать данный механизм. Смогут ли предприятии ТЭК использовать векселя казначейства для уплаты налогов и сборов, в частности – платить ими налог на прибыль и НДС, или не смогут. Если смогут, тогда для них это благо, но беда для бюджета. Поскольку живых денег он так и не получит, а значит, решая проблемы частных компаний, Кабмин берет в заложники госбюджет. Если же не смогут, то тогда непонятно, зачем предприятиям неликвидные бумаги, которые не признает в качестве ценности даже их эмитент? Зарплату-то векселями не выдашь и газ с углем на них не купишь.
- С другой стороны, поскольку никакой достоверной информации о том, какова себестоимость услуг ЖКХ и сколько именно надо компенсировать, чтобы покрыть разницу в тарифах, нет, то выдача долгов резанной бумагой вместо денег – абсолютно справедливое явление. В точности по Ходже Насреддину: за запах еды оплата идет в виде звона денег. Существующие долги почти на 100% виртуальные. То есть ни малейшего отношения ни к себестоимости, ни вообще к услугам они не имеют. Так как не могут существовать много лет подряд частные фирмы, работающие себе в убыток.
- Не исключен и коррупционный вариант развития событий, когда часть компаний сможет превратить векселя в гривны, а часть не сможет. В таком случае мы будем наблюдать очередной передел энергорынка, который до сих пор так и не завершился, не смотря на приватизацию государственных и коммунальных предприятий. И, как показывает практика, с каждым следующим этапом передела, цены лишь увеличиваются, а качество услуг – падает. Так что в конечном итоге снова пострадают простые граждане.
За тепло и газ местные бюджеты рассчитаются резанной бумагой вместо денег
Читайте также по теме