В поисках источников наполнения бюджета, власть усложняет жизнь малому бизнесу и развязывают руки недобросовестным работодателям, отмечают эксперты. Утверждают, что все это происходят на фоне оттока капитала крупного украинского бизнеса и топ-чиновников
«Не учитывают никакие опросы, протесты, демонстрации»
Представители мелкого бизнеса требуют упрощенной системы налогообложения и отмены обязательного использования программных регистраторов расчетных операций (РРО). Акция протеста предпринимателей проходил у стен Верховной Рады на прошлой неделе.
В итоге Рада не приняла законопроект главы профильного парламентского комитета Данила Гетманцева об отсрочке введения РРО. За него нашлось только 17 голосов. После этого было анонсировано создание некоего «компромиссного варианта». К теме пообещали вернуться 4 декабря.
Однако, закон о кассовых аппаратах для физических лиц-предпринимателей (ФЛП) уже официально опубликован в «Голосе Украины». С 1 января 2021 года РРО будут применять все плательщики единого налога 2-4 группы. С 1 января 2021 года годовой лимит дохода плательщиков единого налога второй группы повышается с 1,5 млн до 2,5 млн гривен.
Сторонники РРО утверждают, что за счет реализации упрощенцами товаров и услуг с занижением выручки оценивается в 130-156 млрд гривен в год. И единственный способ направить эти деньги в бюджет — внедрение РРО.
А предприниматели же требуют возврата всем без исключения физлицам предпринимателям права работать без использования РРО. Дело в том, что ФЛП опасаются значительных осложнений в бизнесе.
Аппарат РРО по идее должен немедленно отправлять данные в налоговую по интернету. А если интернет пропал? В случае проведения расчетных операций в период отсутствия связи с сервером «в течение часа после восстановления такой связи необходимо уведомить контролирующий орган средствами телекоммуникаций о времени и дате начала и окончания проведения расчетных операций в этот период».
Если же сам РРО не работает, нужно в течение дня уведомить об этом контролирующий орган, производителя программного регистратора или центр сервисного обслуживания по установленной форме. При этом на период выхода из строя программного регистратора проведение расчетных операций не осуществляется до момента устранения неисправностей.
Экономист Вячеслав Быковец в комментарии «Слово и дело» отметил, что в результате навязывания РРО часть малого бизнеса просто прекратит деятельность. Ведь зачастую это один человек, который осуществляет деятельность в одиночку, без наемных работников. То есть, решает и вопросы закупки товара, и вопросы, связанные с отчетностью, с ведением бухгалтерского учета.
«И еще надо будет поставить кассовый аппарат. Это надо наладить систему отчетности, выполнить ряд норм. Проблема в том, что один человек этого не осилит. Еще должен быть бухгалтер, который будет этим заниматься», — рассудил экономист.
Быковец отметил, что, практически не оказывая помощи малому бизнесу во время карантина, власть навязывает введение регистраторов РРО, что убьет большое число субъектов хозяйственной деятельности.
«Не учитывают никакие опросы, протесты, демонстрации. Если бы людей это не беспокоило, то они не ходили бы на акции и ничего бы не требовали. Это уже предел», — подчеркивает экономист.
«Не дают, но подленько отнимают права»
В Раде появился законопроект №4174, который, по мнению авторов, должен обеспечить равные возможности в сфере труда.
Адвокат Максим Могильницкий отмечает: «Доморощенные законодатели предложили разрешить беременным и женщинам с детьми в возрасте до трех лет работать по ночам, сверхурочно и по выходным, а также ездить в командировки. С их письменного согласия, ясное дело… Ночные смены для беременных, командировки для матерей с грудничками – это по-нашему. Кормильцы! Благодетели! Спасибо, что на панщину не погнали! А ведь могли бы».
Действительно, законопроект вносит соответствующие изменения изменение в статью 176 Кодекса законов о труде. Кроме того, документ вводит в законодательство термины «домашний труд» и «работник с семейными обязанностями»
«Законопроект, по мнению авторов, должен бы обеспечить равные возможности…. Они, мол, встревожены теневыми явлениями на рынке труда. Так сильны их переживания о работниках с семейными обязательствами и лицах, выполняющих домашнюю работу, что даже икра в горло не лезет», — иронизировал Могильницкий в Facebook.
Он отмечает, что авторы документа предложили внести лиц, указанных выше, в перечень имеющих право на добровольное страхование. Дескать, представители этих категорий не платят страховые взносы, а потому в будущем не смогут рассчитывать на пенсию.
Юрист приходит к выводу, что депутаты попросту не знают, что право на добровольное страхование у этих граждан и так имеется, ведь любой неработающий или работающий неофициально имеет возможность заключить с налоговыми органами договор о добровольном страховании. «Платишь 1100 гривен и получаешь месяц трудового стажа. И так всего-навсего 35 лет. Потому что все у нас для народа», — подчеркивает адвокат.
По словам юриста, депутаты понимают, что бедность вынуждает беременных и молодых матерей работать сверхурочно и по выходным. Отлично понимают и то, что своими инициативами развязывают руки недобросовестным работодателям. «Прикрываясь борьбой за равноправие, депутаты не дают, но подленько отнимают права у тех, кто в них отчаянно нуждается», — резюмирует он.
Экономист Александр Гончаров в свою очередь, пишет в Facebook, что многие законодательные инициативы происходят на фоне оттока капитала крупного украинского бизнеса и топ-чиновников, которые накапливают доллары и евро на своих личных оффшорных счетах. Нужно ответить, что остатки средств на Едином казначейском счете на начало ноября резко снизились до 15 млрд гривен. Хотя еще в начале июля они составляли 75,7 млрд.
Тем временем надежды на экстренные меры поддержки малого и среднего бизнеса со стороны Кабмина и НБУ не оправдываются. «Наболело! Уже даже западные политики недоумевают: до каких пор украинских налогоплательщиков будут нагло обдирать, а также забирать у бедных последнюю копейку?!» —восклицает экономит.
Он приводит данные октябрьского отчета ООН. Так в нем указывается, что из-за пандемии COVID-19 Украина может столкнуться с худшей рецессией за десятилетие, в результате чего более 9 млн человек окажутся в бедности. С начала пандемии более 80% украинских домохозяйств потеряли доходы и в более чем 40% семей хотя бы один член семьи потерял работу.