Андрей Кислов
09:00 03/03/2021

«Забрать у беднейших»: Доплаты пенсионерам отложили

Кабмин перенес выплаты с июля на октябрь выплаты пенсионерам 75-80 лет. По экспертному мнению, у людей просто забрали деньги за 3 месяца, заложенные в бюджет, —  власть  привыкла зарабатывать на самых бедных.

«Разница в доходах в 60 раз»

Кабинет министров решил отложить начало выплат пенсионерам от 75 до 80 лет ежемесячной компенсации по 400 гривен с 1 июля на 1 октября 2021 года.

Ранее сообщалось, что в бюджете Пенсионного фонда (ПФУ) на 2021 год были предусмотрены средства, в том числе и на компенсационные выплаты лицам, которым исполнилось 80 лет и старше 75 лет. Бюджет ПФУ утвержден Кабинетом министров, сообщала пресс-служба Министерства социальной политики.

Нынешним постановлением Кабмина устанавливается порядок перерасчета пенсий с 1 марта 2021 года. Ежегодная индексация будет производиться с применением коэффициента увеличения показателя средней заработной платы, учитывается для исчисления пенсии в размере 1,11.

Таким образом, уровень индексации в этом году не изменился. В мае 2020 года Минсоцполитики также проводило индексацию пенсий на 11%. Индексацию рассчитывают по специальной формуле: 50% от показателя роста потребительских цен (в 2020 году он составил 5%) плюс 50% от увеличения средней зарплаты в Украине (это около 17%). Таким образом индексация составляет (5%+17%)/2) ㅡ 11%.

В прошлом году Минсоцполитики рапортовало, что средняя пенсия в Украине в 2020 году составила 3 410 гривен, что почти на 400 гривен больше, чем в 2019-м. Сейчас в СМИ прогнозируют, что размер пенсии повысится в среднем на 308 гривен.

Отметим, что по данным ПФУ на 1 января 2021 года в Украине насчитывается 11 млн 130 тыс 954 пенсионера. Пенсии в размере свыше 10 тыс. грн получают почти 337 тыс. человек (3% от общего числа, включая 3 538 судей в отставке с пожизненным денежным содержанием в среднем — 67 961 грн).

Пенсии от 5 тыс. до 10 тыс. грн получают 1 млн 290 тыс. пенсионеров (11,6%). Остальные пенсионеры получают менее 5 тыс. грн в месяц, в т.ч. пенсии по инвалидности получают 1 млн 426 тыс.  553 человека — их средний размер 2 679 гривен.

Примечательно, что само Министерство социальной политики оценивает реальный прожиточный минимум в 4-5 тысяч гривен.

В январе interfax.com.ua, ссылаясь на имеющиеся материалы, сообщал, что прожиточный минимум для трудоспособных  — 4115,75 грн или 5112,73 грн с учетом обязательных платежей. Дескать, средний прожиточный минимум для трудоспособных Министерство социальной политики ориентировочно оценивает в 4,1 тыс. грн/мес. вместо нынешних 2,27 тыс. грн/мес., средний показатель этой величины должен составлять 4,546 тыс. грн по сравнению с нынешними 2,189 тыс. грн. А для граждан, потерявших трудоспособность, – 3 370,19 грн.

Экономист Александр Гончаров пишет в Facebook: «Украинские крупные капиталисты и топ-чиновники не хотят делиться с нуждающимися, имеющими огромный трудовой стаж в 30-40 лет, но получающих пенсию менее 5 тыс. гривен.   А ведь уже давно подсчитано, чтобы не было бунтов, революций, протестных движений и т.д., – разница в доходах между верхними 10% самых богатых и нижними самыми бедными гражданами не должна превышать 5-6 раз. У нас с вами до 60 раз!».

Экономист пишет, что безработица и количество пустых обещаний об улучшении жизни украинцев только растут.

«К глубокому сожалению, из-за этого происходит деградация семьи, деградация нации. И это со всех точек зрения чрезвычайно опасно», — пишет он.

«С бедного по нитке – богатому рубаха»

Александр Гончаров напоминает, что с 1 апреля повышается пенсионный возраст для женщин с 59,5 до 60 лет (причем, сейчас на пенсию могут выйти только те женщины, у кого есть 28 лет стажа).

«Ну, насчет повышения пенсионного возраста для мужчин — еще понять можно, что заработают, то и будут есть. Но причем здесь женщины, у которых нет ни сбережений, ни работы после 45-50 лет?», — задается вопросом экономист.

Следует отметить, повышение пенсионного возраста предусмотрено пенсионной реформой, которая вступила в силу в октябре 2017 года. Она предусматривает одинаковый возраст для выхода на пенсию у мужчин и женщин — 60 лет.

Для женщин пенсионный возраст увеличивается постепенно, и теперь, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет только. Пенсионная реформа повышает стаж, необходимый для получения пенсии. Если в 2017 году для пенсии хватало 15 лет стажа, в 2018 году требование увеличили сразу до 25 лет. В 2019 потребовалось уже 26 лет. В 2020-м нужны были 27 официально отработанных лет, а в 2021-м требуется уже 28 лет. С каждым последующим годом требование будет расти на один год — до 35 лет в 2028 году.

В то же время индексация пенсий, которая в 2014-2016  годах вообще не проводилась, в 2017 была возобновлена без указания, в каком месяце она должна проводиться (ранее проводилась в марте). В 2018 году индексации снова не было. В 2019 индексация была проведена в марте, в 2020-м – в мае.

Экономист Алексей Кущ поясняет причины задержки. «В отношении индексации пенсий у нас дело обычно проводится так. Нужно, например, провести индексацию, при которой каждый пенсионер в среднем получит на 400 гривен больше – конечно, плюс-минус. И прошлую индексацию задержали ровно на два месяца. На практике это означает, что у каждого пенсионера украли по 800 гривен. Теперь умножим эту цифру на 12 миллионов – у нас именно столько пенсионеров. Получается, у людей просто забрали около десяти миллиардов гривен», — цитирует экономиста znaj.ua.

По словам Алексея Куща, таков принцип — зарабатывать на самых бедных: дескать, власть четко усвоила: если в стране живут 40 миллионов человек, и разными средствами – ограничением пенсий, коммунальными тарифами, налогами, собрать с каждого, например, по тысяче гривен, то в масштабах страны это даст 40 миллиардов.

«С бедного по нитке – богатому рубаха», — поясняет он.

Отметим, что Министерство социальной политики разработало новый порядок предоставления льгот по оплате проезда в транспорте, предусмотрев монетизацию этих льгот.

Минсоцполитики предусматривает, что право решать — вводить монетизацию льгот или нет — будет отдано на откуп местным властям. Именно местные власти будут сами определять периодичность и сроки выплат.

Примечательно, что эта попытка монетизировать льготы на проезд — уже вторая. Первая была предпринята еще в марте 2018 г. Тогда Кабмин утвердил социальные нормы по количеству льготных поездок. Их должно было быть не менее 30 в каждом регионе.

В декабре 2018 г. Окружной административный суд Киева признал решение незаконным, поскольку Кабмин не доказал целесообразность нормы в 30 поездок. Но хотя постановления о монетизации были признаны незаконными, Кабмин их не отменил.

Еще тогда эксперты отмечали: за счет предложенной монетизации достигается колоссальная экономия средств, ведь утвержденные правительством нормативы не отвечают реальным потребностям.

 

 

 

 

 

Читайте также по теме