Тема нового Трудового кодекса снова поднята на политические знамена, а сам документ готов для окончательного голосования в парламенте. На фоне бурных дискуссий вокруг пенсионной, медицинской и прочих реформ, рынок труда до последнего времени оставался в тени. Но «революционная» повестка дня диктует свои правила – политики хватаются за любой шанс политического пиара.
Какие задачи решает новый Трудовой кодекс
Украинский рынок труда, иными словами, все то, что связано с трудоустройством, зарплатами, трудовыми правами давно и прочно пребывает в тени. Если вы не госслужащий/бюджетник или сотрудник крупной международной корпорации, то вы сами все видите на дне своего зарплатного конверта.
Вина ли в этом устаревшей нормативной базы в виде писанного-переписанного Кодекса законов о труде от 1971 года? Конечно, нет.
Сегодня в парламенте лежит не первый вариант нового Трудового кодекса, предыдущие благополучно проваливались. Ведущие политические группировки, работодателей, бизнес, да и самих работников формально все устраивало. Да и зачем лишний раз будоражить общественность?
Теневая экономика благополучно функционировала, люди получали конвертные зарплаты, бизнес не платил налоги, а служба занятости имитировала бурную деятельность.
Но сегодня к принятию Трудового кодекса правительство подталкивает прагматичный расчет.
Во-первых, премьер-министру Украину Владимиру Гройсману очень важно показать, что именно он главный в стране реформатор, и довесок в виде трудовой реформы к пенсионной и образовательной, станет отличным политическим бонусом.
Во–вторых, мы, так или иначе, интегрируемся в законодательное поле ЕС, и не можем себе позволить руководствоваться архаичным и по сути социалистическим законодательством.
В–третьих, государство всерьез взялось за вывод теневой экономики на свет, как минимум на уровне малого и среднего бизнеса. Олигархов никто трогать не будет, а что касается зарплат, то на крупных предприятиях эти зарплаты почти все белые. Новый Трудовой кодекс усилит контролирующие органы в виде трудовой инспекции и укрепит фискальные функции государства через вывод рабочих мест и зарплат из тени.
В-четвертых, Трудовой кодекс представляет собой определенный компромисс между государством и работодателем. Именно они сегодня имеют силу и вес, поэтому кодекс — это компромисс между ними. Наемные работники и «мертвые» профсоюзы на сегодняшний день исключены из «трехстороннего» переговорного процесса – социального диалога.
Новая редакция Трудового кодекса — это серьезный шаг в сторону работодателя. Ну, а как еще могло быть на 26 году построения капитализма?
Что скрывает Денисова
7 сентября на сайте Верховной Рады появилась сравнительна таблица ко второму чтению, хотя готова она была еще в апреле месяце. Или в марте?
Комитет по социальной политике ВР под руководством Людмилы Денисовой (соавтора кодекса), явно что-то мутит.
В марте на сайте комитета через поисковую систему Гугл, можно было найти сравнительную таблицу ко второму чтению, датированную 15 марта (она там есть по состоянию на дату публикации этой статьи).
А вот уже на сайте парламента появилась другая сравнительная таблица от 11 апреля.
Вот только, если 15 марта заседание комитета было, и стенограмма есть, где описаны все голосования, то 11 апреля такого заседания комитета не было!
Откуда тогда таблица новая взялась на сайте? Ведь на ней написано «дата рассмотрения в комитете: 11 апреля 2017 года», а комитет в тот день не заседал.
Таблицы, возможно, идентичны, хотя количество страниц разное, при таком объеме документа могли сбиться поля. Но почему появилась новая дата? Все это указывает, что обвинения комитета Денисовой в махинациях при подготовке итогового документа могут иметь основания.
Правые перекрасились в левых
Парадоксальным образом вперед на амбразуру в деле защиты прав трудящихся устремились типично правые силы в лице народного депутата Левченко от «Свободы».
Сегодня политическая ситуация в стране накаляется, внутренние противоречия среди элит возрастают. Тема Трудового кодекса поднимается с сугубо утилитарной целью политического давления. «Свобода» и крайне правые с удовольствием оседлали тему. В последнее время они очень активно светятся на различных акциях по защите трудовых прав, прямо используя риторику своих идеологических врагов – левых.
Именно свободовцы в смычке с еще одним сбитым летчиком, лидером Конфедерации свободных профсоюзов Украины, Михаилом Волынцом провели на днях «обвинительную» пресс-конференцию, где обличали проект Кодекса и его авторов. СМИ подхватили тему.
Критики кодекса умело играют на неосведомленности граждан и распространенных страхах.
Несмотря на то, что мы описывали изменения ко второму чтению, рассмотрим основные страхи «профсоюзных боссов».
В риторике они часто используют термин «олигархи», живя в старом мире толстых капиталистов в цилиндре и пролетариата. О том, что существует малый и средний бизнес, для которого рынок труда является ключевым, профсоюзы не замечают.
За что критикуют Трудовой кодекс
Главная претензия – расширение использования срочных договоров. Но это, увы, мировая тенденция, тем более в условиях капиталистической системы координат. В условиях уже ставшей перманентной экономической нестабильности никто пожизненно нанимать работников не собирается. Это данность. Спросите любого работодателя.
Работодатели всегда находятся в среде жесткой конкуренции, их бизнес может разориться в любую секунду, почему в других условиях должен находиться работник? Он продает свою рабочую силу и должен конкурировать с другими соискателями и работниками. Что собственно и происходит по факту сейчас.
Кодекс вводит обязательность письменного трудового договора и это как раз защитит права и работника, и работодателя.
Продолжаются спекуляции вокруг продолжительности рабочего дня. Многоукладность экономики должна обеспечиваться гибкими трудовыми правилами. Тем более при увеличении времени работы. Привычные 40 часов рабочей недели установлены проектом кодекса, как базовые. Увеличение времени отдельно регламентируются и влекут за собой увеличение оплаты и определенные условия.
Кодекс облегчает увольнение сотрудников. Но возможность более простых процедур увольнения влекут за собой более простые способы найма – работодатель, чувствуя законодательные гарантии, не будет бояться расширять штат.
Также следует отметить сворачивание роли профсоюзов в социальном диалоге. Это прямое следствие сервильной позиции традиционных профсоюзов в виде ФПУ, и слабости независимых профсоюзов.
Не своевременно…
Вероятность принятия документа достаточна высокая, тянуть с ним просто нет смысла, а поставить галочку «успешной реформы» желание для власти непреодолимое.
А ведь еще пять лет назад тот же Павел Розенко, будучи оппозиционером, клеймил позором власть времен Януковича, которая тоже пыталась «непрозрачно» принять свой вариант Трудового Кодекса.
Теперь став вице-премьером, он об этом уже не вспоминает и горячо продвигает такие же непрозрачные схемы принятия ключевых законопроектов.
Собственно, так же происходит и с пенсионной реформой – никто не проводил экспертного обсуждения, даже с народными депутатами. В случае с Трудовым кодексом картина та же.
Сегодня рынок труда так или иначе функционирует и даже из-за стремительной трудовой миграции украинцев, поворачивается лицом к наемным работникам – работодатели повышают зарплаты. Поэтому может быть и второй вариант – Трудовой кодекс в очередной раз отложат в сторону, чтоб лишний раз не накалять и так непростую политическую ситуацию. Тем более, что президентский трон уже во всю зашатался под Петром Алексеевичем.