На днях представители американского Госдепартамента заявили, что официальный Вашингтон разрабатывает новый проект переговоров с движением «Талибан» относительно полного восстановления мира и спокойствия на территории Афганистана. Как утверждает Белый дом, только таким образом сейчас можно положить конец эскалации напряженности в регионе и вывести из этой среднеазиатской страны постоянный контингент Пентагона. В свою очередь талибы заявляют, что ни на какие кардинальные условия Соединенных Штатов они не пойдут, и в случае надобности установят полный контроль над Исламской Республикой Афганистан (ИРА). По мнению международных аналитиков, в данном конкретном случае обстановка может полностью выйти из-под контроля как того же Вашингтона, так и официального Кабула.
А ведь начиналось все по-другому. Еще в конце прошлого года американский Госсекретарь Майк Помпео с подачи Дональда Трампа предложил талибам если не мирное соглашение, то, по меньшей мере, длительное перемирие. Дескать, это позволит представителям «Талибана» участвовать в афганской политической жизни, а самим Соединенным Штатам – передав бразды военного правления в руки армии Афганистана, ограничить свое присутствие на территории от Мазари-Шарифа до Кандагара.
Первый этап соответствующих переговоров американской и талибской делегаций состоялся 1 мая в Катаре. Впрочем, «беседа на равных» не задалась: эмиссары номинального лидера «Талибана» Абдул Гани Барадара (муллы Ахунда) посчитали нецелесообразным обсуждать перспективы прекращения своей борьбы в обмен на политическое влияние. «Почему мы должны идти на какую-либо сделку с Америкой, если мы и сейчас контролируем не менее половины своей страны?» — вполне резонно заметил один из делегатов. И тут же предположил, что рано или поздно войска Пентагона все равно покинут Афганистан: их пребывание в упомянутом регионе теряет смысл буквально с каждым днем.
По сути, талибский представитель был прав, и это прекрасно понимают в Вашингтоне. За почти 15 лет «активного» пребывания в Афганистане Пентагон фактически так и не выполнил своей основной миссии – не разгромил формирования «Талибана» и не гарантировал стране полного мира. «Сейчас американцы налаживают мирную жизнь лишь в Кабуле, Герате и еще нескольких крупных афганских городах, — констатировал в комментарии корреспонденту ГолосUA арабский политолог Хасан аль-Дами. – В труднодоступных горных районах, а также в провинциях, граничащих с Пакистаном, действуют законы талибов. Да и в самой столице и ее окрестностях едва ли не еженедельно происходят кровавые теракты, предотвратить которые ни американские войска, ни афганская армия не в состоянии». По словам эксперта, в ряде населенных пунктов так называемые «патрули талибской милиции» открыто разъезжают по центральным улицам и зачастую угрожают оружием не только правительственным силам Кабула, но и самим американцам.
Еще одним штрихом к общей картине может стать неспособность «американских посредников» примирить антиталибскую коалицию. Ни для кого не секрет, что действующий афганский президент Ашраф Гани обладает крайне ограниченной властью, а его приказы и распоряжения теряют силу сразу же за пределами кабульского правительственного квартала. Более того, действующий премьер-министр Абдулла Абдулло фактически сформировал собственную гвардию, не подчиняющуюся ни президенту, ни Временному совету. Личными вооруженными силами сегодня располагает и вице-президент, бывший боевой генерал Абдул-Рашид Дустум.
«На этом фоне можно с уверенностью сказать, что миссия Соединенных Штатов в Афганистане потерпела фиаско, — отметила корреспонденту ГолосUA европейский политически обозреватель Мари Пьюдеба. – И сейчас для Вашингтона крайне важно уйти с афганской сцены, сохранив при этом собственное достоинство. Именно для этого Белый дом и разыгрывает «карты «Талибана».
Суть нового переговорного плана Америки держится в строжайшем секрете. Впрочем, образно выражаясь, это – секрет Полишинеля. Совершенно очевидно, что Вашингтон в очередной раз предложит мулле Ахунду некое подобие мирного соглашения, которое позволит Пентагону сохранить в Афганистане две свои военные базы, которые наверняка будут жить собственной жизнью. А в международных отчетах эти действия будут фигурировать, как «завершение акции по мирному урегулированию в ИРА».
Но пока последнее слово на этом этапе остается за «Талибаном».