Андрей Кислов
16:00 13/10/2017

Задержания НАБУ в Минобороны — привет от США?

В обвинениях чиновников МО, эксперты увидели жест в адрес Президента. Дескать, американские кураторы НАБУ и САП таким способом поторапливают с созданием Антикоррупционного суда. А задержания военных произошли, когда  Верховного главнокомандующего не  было в стране.

«Руки поотрубаю»

Министр обороны Степан Полторак заявил, что готов подать в отставку, если вина его заместителя по «топливному делу» будет доказана. А Президент Петр Порошенко заявляет: «Никому не позволю воровать в армии. Те, кто будет воровать в армии, – руки поотрубаю. Вот позиция президента».

 Такие заявления прозвучали после того, как детективы Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и прокуроры САП (Специализированной антикоррупционной прокуратуры) задержали заместителя министра Игоря Павловского, якобы за растрату более 149 млн грн. при закупке топлива для Минобороны.

Вместе с ним был задержан директор Департамента госзакупок и обеспечения материальными ресурсами Минобороны Владимира Гулевич.  Им обоим грозит от 7 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Соломенский районный суд избрал заместителю министра обороны Игорю Павловскому меру пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста сроком на 2 месяца. Гулевича также обязали носить электронный браслет, прибывать к прокурору, следователю или в суд при первой необходимости и сдать все паспорта.

Эксперт Александр Дубинский отмечает: «Задержание двух чиновников Минобороны по подозрению в краже 150 миллионов гривен — это приговор: системе, в которой население платит 1,5% «военного сбора»; Президенту, который называет себя главнокомандующим; коррупции; стране, которая просит помощи у европейских и американских партнеров в войне, и при этом позволяет воровать оборонные деньги».

Отметим, что задержание произошло 11 октября, когда Порошенко находился в Страсбурге, где выступал на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы.  В этом увидели жест в адрес главы государства.

Политолог Алексей Якубин считает, что  задержание замминистра обороны свидетельствует об активизации так называемых «младоантикоррупционеров» — НАБУ и САП.

 «Они сейчас начали более активную игру против Порошенко, рассчитывая ослабить его позиции… Это ослабит позиции Порошенко, в частности, в вопросе создания антикоррупционного суда», — заявил политолог.

 По его мнению, задержание замминистра обороны связано с созданием Государственного бюро расследований (ГБР), которое должно заработать с будущего месяца.  ГБР должно забрать функцию расследования у Генпрокуратуры. Процесс затягивается, хотя в проекте госбюджета на 2018 год внесено 651,5 млн на содержание будущего бюро.

Напомним, ранее Порошенко и генпрокурор Юрий Луценко высказывались за создание антикоррупционной палаты. Но посол США  в Украине Мари Йованович указала, что Украине нужен именно отдельный Антикоррупционный суд.  Именно он, по словам посла, должен завершить создание целостной системы, которая «сажала бы за решетку коррупционеров, вина которых доказана НАБУ и САП».

Эти органы создавались при активной поддержке Соединённых Штатов. В частности, в июне Агентство по международному развитию США выделило на поддержку антикоррупционной программы в Украине почти 18 млн долларов.

Следует отметить, что в момент задержания замминистра обороны в столице отсутствовал и Генеральный Прокурор — кум Президента Юрий Луценко. Он проводил проверки в Закарпатской области.

«Все сбежали, к сожалению»

Народный депутат Мустафа Найем заявляет, что задержание руководителей Минобороны — это вызов лично Порошенко.  По его словам, ВСУ  — это «вотчина главы государства», а замминистра обороны – «прямое продолжение его вертикали, как главнокомандующего украинской армией».

«За компанией «Трейд-Комодити», которая подозревается в причастности к коррупционной схеме, стоит Андрей Адамовский — партнер близкого друга президента Игоря Кононенко — Александра Грановского», — написал нардеп в Facebook.

По его словам, тендер выиграла эта компания, предложив низкую цену. А затем,  уже после тендера, были внесены изменения в первоначальные договора и цена закупок выросла на 16% от начальной.

В «Трейд Коммодити» заявляют, что деятельность компании не связана и не аффилирована с какими-либо политиками или политическими силами. А цена на топливо, по ряду контрактов «в силу объективных экономических факторов, была пересмотрена до уровня среднерыночной».

Влиятельное издание «Зеркало недели» со ссылкой на анонимный источник сообщило, что причастные к хищению 149 млн грн должностные лица компании успели бежать перед задержанием.

Источник не исключил, что должностные лица «Трейд Коммодити» были заранее предупреждены о готовящихся задержаниях. «Они все сбежали, к сожалению», – сказал он.

«Западных кураторов беспокоит»

Политолог Кирилл Молчанов считает, что за задержанием крупных чиновников минобороны стоят зарубежные партнеры.

«Западных кураторов бюро беспокоит, что оборонный бюджет Украины около 5% ВПП,  и что львиная доля, путем различных коррупционных деяний, просто разворовывается. А Минобороны под соусом военной тайны засекречивает все данные от общественности по поводу того, на что идут все средства из  министерства», — пояснил он.

Однако, эксперт убежден, что дело против задержанных замминистра обороны Игоря Павловского и директора департамента госзакупок и поставок материальных ресурсов Минобороны Владимира Гулевича развалится в суде.

 «Мы прекрасно знаем, что НАБУ специализируется только на громких задержаниях, а дальше все, как обычно, спускается на тормозах в судах. Еще ни одного обвинительного приговора по резонансным делам вынесено не было», — сказал он.

Отметим, что задержанных чиновников пожелали взять на поруки. Гулевича вызывалась взять на поруки депутат он «Народного фронта» Татьяна Чорновол. А замминистра обороны Игоря Павловского, готов был взять на поруки первый заместитель секретаря СНБО Олег Гладковский.

По мнению Кирилла Молчанова, разбирательства будут долгими. И в этом поможет… отсутствие Антикоррупционного суда. По словам эксперта, дело будет рассматриваться годами.

«А после того как оно развалится, появится веский аргумент – у нас в стране нет Антикоррупционного суда», — говорит он.

Читайте также по теме