1 июля в Украине вступает в силу закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», который, по словам спикера Верховной Рады Владимира Гройсмана, «полностью разрушит монополию» жилищно-эксплуатационных контор и предоставит жильцам многоэтажных домов возможность свободно выбирать форму управления жилищным фондом. При этом эксперты указывают, что главный смысл принятого документа заключается в освобождении местных властей и государства от обязательств, касающихся ремонта и модернизации жилых объектов.
«Фактически закон открывает возможность гражданам реально реализовать свои права в управлении домами, в которых они владеют квартирами и нежилыми помещениями. Он также открывает возможности для развития рынка управления жильем, для проведения конкурсной термомодернизации и вообще позволит собственникам реально стать хозяевами своих домов», — объяснила в середине мая народный депутат из фракции «Самопомич», председатель рабочей группы Верховной Рады по проверке обоснованности тарифов Алена Бабак. Согласно закону, который был инициирован Кабинетом Министров, теперь жильцы имеют право организовывать быт в собственном доме путем общих собраний или, как и прежде, через механизм ОСМД. Также владельцы квартир могут нанять управителя (ФЛП или юридическое лицо), которым может выступить тот же ЖЭК, чья деятельность в таком случае будет низведена до роли исполнителя услуг.
В целом эксперты отмечают, что граждане «унаследуют» от государства фактически разрушенный жилищный фонд. Сегодня около 75% украинских многоэтажек требуют ремонта, и нововведение станет непосильным бременем для отдельных категорий граждан (прежде всего, пенсионеров и малообеспеченных семей), ведь расходы, связанные с ремонтом коммуникаций, энергетической санацией, утеплением и установкой энергосберегающих технологий, лягут на плечи простых жильцов. Хотя в законе и зафиксировано, что первый капитальный ремонт дома с ОСМД частично берет на себя государство, это положение де-факто ни к чему не обязывает местную власть, считает Александр Сергиенко, директор аналитического центра «Институт города».
«Этот пункт четко не прописан. Власти будут постоянно кормить жильцов отговорками о том, что денег нет или просто произведут побелку потолков и покраску лестничных пролетов, оставив без внимания старые трубы, электропроводку, крыши и подвальные помещения», — говорит он.
Кроме того, закон включает в себя одно важное положение, суть которого заключается в следующем: если в течение года жильцы не определятся с формой управления, то местные власти получают право самостоятельно провести конкурс на избрание управителя жилого объекта.
А. Сергиенко убежден, что большинство жильцов простых многоэтажек просто не воспользуются законом и не адаптируются к новым правилам, отчего дома автоматически попадут в зону ответственности управляющих компаний, которые в перспективе могут пролоббировать на уровне органов местного самоуправления вопрос повышения стоимости квартплаты.
«Государство просто хочет переложить на людей ответственность за содержание жилищного фонда. Этот закон — калька с российского закона 20-летней давности, который благополучно провалился. ОСМД есть смысл создавать людям, вложившим реальные средства в покупку жилья. Что касается граждан, которые получили квартиры в порядке очереди и за счет государства, то они лишены психологии собственника. Они априори не имеют ни финансовых, ни психологических ресурсов, чтобы взять на себя ответственность за содержание дома. Когда дома перейдут в управление компаний, жаловаться будет некому. Позиция государства будет следующей: между жильцом и фирмой установлены договорные отношения, и все проблемы должны решаться в этих рамках без вмешательства властей. Сегодня, к примеру, киевлянин, может позвонить на городскую горячую линии 1551, написать Петру Пантелееву (заместитель главы КГГА – Ред.) или обратится к начальнику ЖЭКа. Благодаря этим действиям можно добиться эффекта, получить резонанс. Приход управляющих компаний нивелирует эту возможность. Плюс ко всему, опасность управляющих компаний будет состоять в том, что они, располагая штатом юристов и имея доступ к департаментам и службам местной власти, смогут навязать свой тариф (квартплату – Ред.)», — сказал он.
Его точку зрения разделяет министр ЖКХ в 2007-2010 году, председатель «Союза собственников жилья Украины» Алексей Кучеренко, отмечая, что в итоге в проигрыше останутся только жильцы.
«Пройдет один год, частным компаниям начнут передавать в управление жилые дома. Ясно, ЖЭК – малоэффективен, но он коммунальный. Власть тем или иным способом несет за его работу ответственность. Над ним всегда есть мэр, а ему переизбираться надо. Всегда можно заменить начальника ЖЭКа и поддерживать некоторый баланс. Однако когда мы запускаем в данную сферу частника, не создав при этом полноценную систему защиты интересов потребителей, надлежащее государственное регулирование и прозрачность, то такие преобразования чреваты неприятными для жильцов последствиями», — разъяснил он.
Если к ОСМД большинство граждан Украины не готово, а управляющие компании несут угрозу повышения стоимости квартплаты, лишая потребителей государственной защиты, то, возможно, ассоциации жильцов, деятельность которых определяют общие собрания, могли бы стать эффективной альтернативой? Этот вариант, выглядит, откровенно говоря, также неубедительно, поскольку имеют высокую вероятность социально-бытовых распрей между людьми и, как следствие, полную дезорганизацию процесса.
Напомним, Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства до 2015 года, запущенная еще при прежнем руководстве страны и предполагающая доведение в Украине количество ОСМД до 70% от общего объема жилищного фонда, провалилась. Так, на 1 января 2015 года в Украине под управлением ОСМД находилось всего 16 536 домов. Но этот опыт не остановил парламентариев, как не остановило заключение Главного юридического управления аппарата Верховной Рады, сделанное в отношении законопроекта №1565 «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», который тогда еще не был принят во втором чтении. Так, управление рекомендовало народным депутатам существенно откорректировать документ, так как его положения вступали в разногласие с действующим законодательством и Конституцией Украины (речь идет о правах собственности на земельный участок, передаче функций управления и разграничения прав и обязанностей собственников многоквартирного дома). Однако парламентарии не вняли этому совету и в середине мая 256 голосами поддержали законопроект. После, в начале июня, Президент Украины Петр Порошенко поставил подпись под ним.