Анатолий Гриценко — кандидат в Президенты, которого больше всего критикуют журналисты и оппоненты. Недостаточные реформы в министерстве обороны, махинации с армейской землей и недвижимостью, элитный дом под Киевом — ни одно из этих обвинений не помешало Гриценко позиционировать себя как единого кандидата от демократических сил под слоганом «честных больше» и даже убедить Андрея Садового стать его союзником. Каким образом он до сих пор на плаву, несмотря на ряд скандалов?
Интересный феномен — рейтинг Гриценко за календарный год существенно не изменился. В апреле 2018 Киевский международный институт социологии (КМИС) озвучил результаты исследования, согласно которому за Анатолия Гриценко готовы были голосовать 6,3% респондентов. В сентябре 2018 КМИС сообщил, что за Гриценко готовы голосовать 6%. А согласно февральским опросам — экс министру обороны готовы отдать голоса все те же 6,4%. Ни многочисленные телевизионные эфиры, ни встречи с избирателями, ни внешняя реклама не добавили кандидату Гриценко голосов. Создается впечатление, что сторонниками Гриценко являются маргиналы, которые давно приняли решение о поддержке или возможно знают Гриценко лично. А большинству же избирателей, откровенно говоря, не до полковника. Постоянная риторика на критику власти — набила откровенную оскомину у читателей социальных сетей и зрителей политических ток-шоу. Отсутствие политической структуры партии «Громадянська позиція» стала ахиллесовой пятой политика. Может именно поэтому ряд скандалов, сопровождавших «первого непроходимого» не стали фатальными для Гриценко — большинству избирателей он просто не интересен.
Несмотря на объединение с Андреем Садовым, Гриценко в разы отстает от лидеров гонки. Шансов попасть во второй тур у него просто нет. Его партия не представлена в городских и районных советах, митинги сторонников немногочисленные, активистов (Лещенко, Шабунин, экс-министр финансов Данилюк) которые ранее поддерживали Гриценко все чаще замечают в окружении Зеленского. Но самой большой проблемой Гриценко является токсичность — ряд негативных историй, возникают в прессе как грибы после дождя, несмотря на то, что он не представляет опасности ни для одного из фаворитов первого тура.
Объединение с Андреем Садовым не добавило Гриценко шансов на выход во второй тур выборов.
Началось с того, что журналисты УНИАН опубликовали сенсационные документы с личной подписью Гриценко, которые показывают, что, занимая должность министра обороны Украины, тот в 2005-2007 годах незаконно продал 24 га очень дорогой столичной земли. В этой операции активное участие принимал тогдашний мэр Киева Леонид Черновецкий. Документы свидетельствуют о нанесении ущерба Вооруженным Силам Украины при отчуждении земельных участков на сумму 122 миллиона гривен (в ценах 2005-2007 годов). Политик вообще не отреагировал на обвинения, объясняя что это все фантазии политических оппонентов.
Затем в социальной сети Facebook появилось видео с аэросъемки имения Гриценко в коттеджном городке неподалеку элитной Конча-Заспы. Гриценко сначала отказывается предоставлять информацию об источнике поступления средств для приобретения элитного особняка в пригороде и четырех квартир в Киеве (информацию о них журналисты нашли в декларации политика). Позиция политика, как минимум странная, потому что в 2014 году в гостях у экс-министра была съемочная группа «Нового канала». Гриценко и члены его семьи в сюжете кичились именно этим имением и обустроенным участком. Впоследствии под давлением журналистов, Гриценко, традиционно для украинских политиков, пояснил, что дом приобрела жена — Юлия Мостовая, и там ему ничего не принадлежит.
В сентябре 2018 года, стало еще интереснее. Военный эксперт Андрей Старостин публично обвинил Анатолия Гриценко в срыве строительства новых арсеналов и реформы военной логистики, результатом чего стали серийные взрывы на военных складах. Эксперт пояснил, что из-за управленческих ошибок экс-министра Гриценко Украина оказалась в сложном положении — у государства есть обязательства перед профильным логистическим Трастовым фондом НАТО (фонд собирает среди стран-партнеров подарочные средства на реформу логистики нашей армии) — развертывание компьютеризированных и автоматизированных систем хранения-выдачи имущества на каждом хранилище в период 2020-24 годов. Но это технически невозможно, потому Гриценко не реализовал нулевой этап — реконструкцию существующих арсеналов и строительство новых. Теперь государству нужно больше 6 млрд. долларов собственных средств на реконструкцию существующих арсеналов
Масла в огонь добавили бывшие сотрудники Главного управления разведки (ГУР) Министерства обороны Украины полковники Юрий Смищук и Дмитрий Соболев которые в том же сентябре заявили публично, что Гриценко целенаправленно реализовывал политику сокращения численности армии за счет подразделений украинской разведки, что существенно ослабило позиции ВСУ на момент начала войны с Россией. Это уже были не заявления оппонентов, это были обвинения из уст военных, которые работали под непосредственным руководством Гриценко. Но полковник снова многозначительно промолчал.
Отсутствие реформ армии, махинации с землей и недвижимостью, элитный дом под Киевом – такие обвинения преследовали Гриценка в 2018 году
Но не промолчал, модератор ведущего форума YES, ведущий HardTalk на BBC, Стивен Сакур который после речи Анатолия Гриценко предположил, что «Гриценко во время своего выступления ни разу не коснулся вопросов войны, оккупированного Крыма и Донбасса и России, потому что не хочет, чтобы ему упоминали его неэффективную работу в должности министра обороны, когда не укреплялась оборона Украины». Обвинения прозвучали в присутствии многих журналистов, политиков, гостей, но традиционно реакция Гриценко была вялой и не конкретной.
Но результаты публичной критики дали о себе знать — в конце сентября на лидера партии «Громадянська позиція» Анатолия Гриценко напали участники акции «Ночь на Банковой». Гриценко, который подошел к протестующим, обвинили в желании «попиариться» возле людей, как было в свое время на Майдане, и назвали «бандитом». Политику было не комфортно, потому что никто из участников акции за него не заступился. Каким-то чудом обошлось без прямого столкновения.
После того случая журналисты начали интересоваться хронологией поведения Гриценко во время Революции Достоинства. Военный эксперт Юрий Колесников дал ссылку на официальный сайт Анатолия Гриценко, где политик 21 февраля 2014 отчитывался о том, что вместе однопартийцем народным депутатом Олегом Канивцем организовал эвакуацию из Киева сотрудников «Беркута» из Севастополя и Крыма. Юрий Колесников считает, что о пребывании в Украине полковника российского ГРУ Анатолия Чепиги нужно спрашивать также у Гриценко. Эксперт пояснил, что вывоз и сопровождение севастопольского «Беркута» из Киева совпадает с информацией Госпогранслужбы о пребывании на Майдане российских спецназовцев, которые под видом украинских правоохранителей позже переместились в Крым.
Впоследствии экс-руководитель Службы внешней разведки Украины, генерал армии Николай Маломуж снова поднимал вопросы уголовной ответственности Анатолия Гриценко за вывоз спецподразделений «Беркута» с Майдана. Но опять же с безрезультатно. Факты так и повисли в воздухе, Гриценко странным образом избегал публичных скандалов, обвиняя действующую власть в информационных атаках. Но проблемные темы вокруг экс-министра видимо все же возникали стихийно, потому что любая из этих историй при должном финансировании способна была уничтожить его политическое будущее.
Например, военный эксперт экс-руководитель ЦТРС Вооруженных сил Украины Сергей Хмелевский напомнил, что в сентябре 2006 года Гриценко повез зенитно-ракетный полк Воздушных сил Украины на полигон Телемба (республика Бурятия, РФ) для совместных учений армии Украины со структурами ПВО России. В следующем 2007 году Гриценко снова принял участие в учениях — уже на полигоне в Астраханской области РФ. Украинские военные охотно делились секретами с русскими, так как при руководстве Гриценко врагом считался скорее блок НАТО, а не Россия.
В октябре 2018 года, журналисты американской ежедневной газеты The Washington Times вспомнили о том, что последние украинские тяжелые оперативно-тактические ракеты распиливались на складах в Калиновке на металлолом по инициативе Министра обороны Гриценко, а затем возглавляемый им профильный комитет ВР принял решение снять с вооружения единственный на то время вид тяжелой ракетного оружия — оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Эльбрус» российской разработки и производства Казахстана, чем нанес значительный удар по обороноспособности страны. Тема вяло обсуждались на страницах нескольких отечественных СМИ, штаб Гриценко статью традиционно не прокомментировал.
В конце октября — снова скандал. По результатам аудиторской проверки Министерства обороны Украины выяснилось, что бывший министр обороны Анатолий Гриценко мог наносить государству ущерб на сумму около 70 миллионов гривен, продав земельные участки Минобороны по заниженным ценам. Соответствующий аудиторский отчет деятельности государственного предприятия «Інвестжитло» опубликовало издание «Экономическая правда». В документе отмечалось, что в 2005 году Гриценко продал земельные участки, принадлежащие Минобороны в Киеве и Одессе по цене около 30 миллионов гривен, в то время как их рыночная стоимость составляла не менее 100 млн. За вырученные средства «Інвестжитло» приобрело квартиры военнослужащим. На запрос о дальнейшей судьбе данного аудиторского отчета в Министерстве обороны Украины сообщили, что документ направлен в Военную прокуратуру Одесского гарнизона. Тема, каким образом так и не получила должной огласки.
В том же ноябре, в эфире программы «PRIME:Скрипін» на телеканале «ATR» кандидат в президенты Украины Анатолий Гриценко заявил, что принимает активное участие в какой-то в совместной с «сознательными русскими» группе, которая занимается вопросами мира на Донбассе. Заявление Гриценко вызвало большое возмущение общественности, аналитик Борис Кушнирук, даже призвал привлечь Гриценко к ответственности за перетягивание на себя функций государства. Центральные СМИ, отреагировали на ситуацию очень пассивно, Гриценко получил лишь порцию негативных комментариев пользователей Facebook.
В декабре 2018 года в сеть снова просачивается информация от военных о работе Гриценко на должности министра обороны. Экс-руководитель ЦТРС Вооруженных сил Украины Василий Хмелевский в своей статье для издания Подробности публично обвинил Гриценко в уничтожении украинской авиатехники и подрыв потенциала ВВС Украины. Он пояснил, что во времена руководства оборонным ведомством полковником Гриценко, по оценкам Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз, ВВС Украины потеряли 192 боевых самолета и 56 вертолетов. Именно при Гриценко порезали на металлолом последний бомбардировщик Ту-22М3, который по своим характеристикам мог стать основой для сдерживания любого противника.
Похожие обвинения озвучил в интервью изданию Газета по-украински и капитан первого ранга Юрий Смищук. Он пояснил, что основная причина плачевного состояния украинского флота — его системное уничтожение предварительным министрами обороны. В частности, в период пребывания в должности министра Анатолия Гриценко и Юрия Еханурова из боевого состава выведены корвет «Измаил», малые десантные корабли «Артемовск», «Донецк», были проданы Греции малый десантный корабль «Горловка», ракетный катер «Умань». Традиционно на обвинения коллег-военных Гриценко не отреагировал.
Изюминку на декабрьский медиа-пирог добавил Михаил Саакашвили, который в эфире программы «Джокеры. Путь в президенты» на телеканале ZIK заявил, что экс-министр обороны Украины должен нести персональную ответственность за снижение обороноспособности Украины.
Февраль для Гриценко снова начался традиционно с очередного скандала — руководитель Волынского областного отделения партии «Громадянська позиція» Сергей Чуриков, заявил, что уходит из политики, из-за сотрудничества Анатолия Гриценко с экс-регионалами. Действительно, доверенным лицом кандидата в президенты Анатолия Гриценко в округе №21 стал предприниматель и бывший член Партии регионов Иван Смитюх.
Не лучшим стал и март — председатель Днепропетровской областной организации «ДемАльянс» Артем Романюков пояснил, что партия «ДемАльянс» не спешит поддерживать единого кандидата в президенты Анатолия Гриценко, потому штаб Гриценко в Днепре находится под полным контролем Геннадия Корбана.
Перспективы союза «Самопомочі» и «Громадянської позиції» на парламентских выборах пока не ясны.
Большой негатив вызвали и кандидаты-силовики от Гриценко. Военный эксперт Юрий Колесников раскритиковал кандидата на пост главы СБУ от партии «Громадянська позиція» — генерал-майора Виктора Трепака. Колесников напомнил, что во времена режима Януковича, Трепак возглавлял Управление «К» и Управление внутренней безопасности центрального аппарата СБУ. Присутствие трепака в команде Гриценко — это попытка нескрываемого гибридного реванша.
Будущее Гриценко не ясно, какой результат поддержки Андреем Садовым — мы увидим уже 31 марта. А перспективы союза «Самопомочі» и «Громадянської позиції» на парламентских выборах пока не ясны. Негативные истории и ряд скандалов вокруг Анатолия Гриценко — рано или поздно наберут критическую массу.