Никита Бегаль
07:00 22/11/2018

Закон «маски-шоу стоп»-2: теперь бизнес может вздохнуть спокойно?

В Украине вступил в силу так называемый закон «маски-шоу стоп»-2, вносящий изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины и усиливающий ответственность силовиков  при осуществлении досудебного расследования.

Теперь предприниматель, ставший объектом интереса со стороны правоохранительных органов, имеет право обратиться к следственному судье с ходатайством о закрытии дела, если истекли сроки проведения досудебного расследования. 

Также фигурант может самостоятельно позаботиться о прекращении дела, если есть соответствующее постановление судьи. Такой вид обращения следователь или прокурор  должен изучить и удовлетворить в течение 3 дней.

Кроме того, по принятому закону упрощен процесс привлечения к ответственности, силовиков, будь то следователь или прокурор, за неправомерные действия, принятые в рамках того или иного  уголовного дела. Речь идет о решениях, которые суд признал впоследствии необоснованными.

Также новым законом предусматривается покрытие предпринимателю или бизнесу урона, которые ему нанесли силовики в ходе досудебного расследования.

«Попросту говоря – с сегодняшнего дня за неправомерное преследование бизнеса виновные будут нести персональную ответственность, в том числе, и материальную», – заявил Президент Петр Порошенко, подписывая данный закон.

Этот документ входит во второй пакет законопроектов по усилению защиты бизнеса.

Предшествующий ему закон, получивший название «маски-шоу стоп», вступил в силу в декабре прошлого года. Он, напомним, вводил обязательную фиксацию с помощью  видео- и аудиотехники  процесс обыска (начиная от кабинета следственного судьи, где силовики получают санкцию и заканчивая непосредственными осмотром). Также закон устанавливал критерии «цивилизованного» обыска и  повышал требования к его  инициированию со стороны силовиков.

«Закон «маски-шоу стоп»- 2 считаю  очередным  пиаром со стороны властей. Все понимают, что «маски-шоу», рейдерские захваты проводятся по отмашке  «верхов», и никто «самодеятельностью» не занимается.  Это все спланированные вещи. А как работает у нас суд, все знают. Ведь он фактически в Украине отсутствует», — комментирует эксперт по экономическим вопросам Всеволод Степанюк.

Юрист Ростислав Кравец считает, что в украинских реалиях новый закон работать не будет.

«Учитывая окончательную формулировку принятую Верховной Радой, мы получили неожиданную ситуацию: чтобы привлечь прокурора или следователя к ответственности, нужны определенные обстоятельства. Во-первых, готовность государства полностью возместить ущерб. Исходя из судебной практики, такое происходит достаточно редко, так как для этого нужно отдельное решение суда. Во-вторых, если государство и возместит ущерб, нужно еще отдельное решение суда, доказывающее, что вред причинен именно умышленными действиями прокурора или следователя. А это при нынешней правозащитной системе – нереально», — заявил эксперт.

Юрист отрицает массовый характер наказания следователей и прокуроров, умышленно нарушающих требования законодательства.

«Как предохранитель злоупотреблений — этот закон бесполезный. Кроме предвыборного пиара отдельных лиц, которые будут говорить, что защитили украинцев от произвола правоохранителей, последствий не будет», — отметил он.

Эксперты также говорят, что количество обысков бизнеса по стране растет, несмотря на принятое «защитное» законодательство и сокращение предпринимательства из-за минувшего кризиса. Из самых громких можно вспомнить проверки в Буковеле и «Новой почте».

До сих пор визиты правоохранителей используются для давления на бизнес и часто заканчиваются не судом,  а «договорняком». В прошлом году количество «масок шоу» перевалило за 100 тыс. эпизодов.

Такое положение дел плохо отображается на инвестиционной привлекательности страны, говорят эксперты.

В  последнем рейтинге легкости ведения бизнеса от Всемирного банка Doing Business-2019  наша страна заняла 71-ое место из 190 стран, уступив всем своим географическим соседям (Польша заняла 33-е место, Венгрия – 53-е, Словакия – 42-е, Румыния – 52-е, Молдова – 47-е,  Беларусь – 37-е, Российская Федерация – 31-е).

 

 

 

Читайте также по теме