Верховная Рада запустила процесс реформирования госслужбы, приняв в первом чтении законопроект, предложенный Кабмином Яценюка. Эксперты отмечают, что ряд положений этого документа ставит чиновников в зависимость от прихотей начальства и воли политического руководства…
Оценку поставит начальник
Верховная рада приняла в первом чтении проект нового Закона о госслужбе. Вместо действующего закона 1993 года, в котором 38 статей, правительство Яценюка предложило законопроект из 87 статей. В частности, государственным служащим хотят запретить членство в политических партиях и демонстрацию своих политических взглядов.
Руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев считает, что новый закон позволяет власти усилить контроль над госслужащими. Он напомнил, что в последнее воскресенье октября запланированы местные выборы, которые пройдут по всей Украине.
«Партия власти обладает рычагами воздействия на государственных служащих. Теперь это решили узаконить, запретив формальное партийное членство. Чиновников берут на крючок, формируя послушный админресурс. Для этого вводится система обязательного оценивания их работы», — сказал эксперт в комментарии ГолосUA.
Для них вводится обязательное оценивание результатов деятельности. Оценку «отрицательно», «положительно» или «отлично» служащие будут получать каждый год. Выставлять ее будет непосредственный начальник. После отрицательной отметки повторное оценивание — через три месяца. Две таких оценки подряд означают увольнение. (Cм. ИНФОГРАФИКУ)
Зачем Яценюку госсекретари
Оценивать работу заместителей министров, руководителей центральных органов, юрисдикция которых распространяется на всю Украину, будут те, кто их назначил. На президента, министров и первых заместителей министров действие закона не распространяется.
Зато новому закону о госслужбе будут подчиняться госсекретари и их заместители. Ведь правительственным законопроектом предусмотрено введение института государственных секретарей в министерствах, которые организовывают работу аппарата. Госсекретари будут назначаться Кабинетом Министров по представлению соответствующих министров на основании конкурсного отбора сроком на 5 лет с правом переназначения.
Отметим, что должность госсекретаря уже существовала в украинском правительстве. В 2001 Президент Кучма ввел госсекретарей в министерствах. Они были независимы от министров и выполняли большинство административных и организационных функций. Министрам тогда отдали функцию постановки «стратегических» задач, которые затем реализовывали госсекретари.
Однако уже в 2003 году должность была упразднена под предлогом «приближением системы и состава руководства центральных органов исполнительной власти к европейской модели госуправления».
Как сокращают аппарат
Андрей Золотарев напомнил опыт времен Кучмы, когда между госсекретарями и министрами возник конфликт интересов.
«После введения должности госсекретаря стало ясно, что каждый из них может саботировать решение министра, если оно противоречит интересам какой-либо финансово-промышленной группы. Возникали конфликты, и работа ряда министерств была частично парализована. Поэтому очень скоро Леонид Кучма упразднил должность», — рассказал эксперт.
Он отметил, что для обеспечения работы госсекретарей потребуется аппаратное обеспечение.
«Аппарат заместителей – это новые расходы. При сокращении социальных гарантий для населения такое просто недопустимо», — сказал Андрей Золотарев.
Он отметил, что ранее Кабинет Министров анонсировал сокращение 20% государственных служащих в 2015 году. Премьер Арсений Яценюк заявлял, что речь идет о сокращении около 50 тыс. чиновников. Он рапортовал, что в прошлом году в Украине число сокращенных чиновников составило почти 25 тыс. человек.
Однако в этом месяце Госстат опубликовал данные о количестве госслужащих за 2014 год. Госслужащих стало меньше. Но, выяснилось, что более 20 тысяч крымских чиновников просто перестали учитывать, а донбасских учли только из тех подразделений, которые подали документы в Госстат. В остальных областях страны сократили около полутора тысяч человек (0.4%).
Категории и требования
Госслужащих предполагается разделить на 3 категории: категория «А» (высший корпус государственной службы); категория «Б» (руководители подразделений); категория «В» (другие должности государственной службы). Законопроект предполагает 9 рангов государственных служащих вместо нынешних пятнадцати.
Для категории «А» необходимый стаж работы — семь лет, для категории «Б» — три года. В категориию «В» могут попасть новички. Все должности будут замещаться на основании конкурса, порядок проведения которого утверждает Кабмин. Необходимый уровень образования для категории «В» — бакалавр, а для категорий «А» и «Б» — степень магистра.
Требования к чиновниками категории «А» будут в в ведении Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы (предусмотрено участие представителей парламента, общественности, назначается Кабинетом министров) . Она же будет проводить конкурс при приеме на работу, решать дисциплинарные вопросы и увольнять чиновников уровня замминистра. Однако ни на одну государственную должность не сможет претендовать кандидат старше 60 лет. В то время как нынешнее законодательство предусматривает работу на госслужбе до 65 лет.
«Идет процесс изгнания опытных профессионалов и замены их людьми, слабо разбирающимися в работе соответствующих отраслей. Неспециалисты не смогут вмешиваться в перераспределение финансовых потоков», — отметил Андрей Золотарев.
Он отметил, что в советских вузах не присваивали степень магистра, и диплом может послужить предлогом для сомнений в соответствии квалификационным требованиям.
Дисциплинарная ответственность
«Законопроект содержит множество спорных моментов, зацепок и «резиновых» формулировок, которые позволяют держать госслужащих под контролем», — сказал Андрей Золотарев.
А директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отмечает сокращение независимости госчиновников в принятии решений.
«Уже сейчас госчиновники жалуются на то, что им не дают принимать решения, только спускают распоряжения высшего начальства под влиянием иностранных советников. Ничего общего с демократией это не имеет. Взят курс на уничтожение самостоятельности украинской государственной машины», — сказал он.
Эксперты привели в пример положение о дисциплинарной ответственности в предложенном законопроекте. Ответственность может наступить из-за «проявления неуважения к государству», «принятия необоснованного решения» , «нанесения вреда публичным интересам» или «нанесения вреда репутации государственного органа».
Если раньше госслужащих можно было уволить только по КЗОТу, то теперь увольнение станет видом дисциплинарного взыскания. Всего взысканий четыре: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии и увольнение. А такое наказание как «задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на высшую должность» решили упразднить. Чиновников категорий «А» будет наказывать субъект назначения, а служащим сорта «Б» и «В» назначать наказания будет Дисциплинарная комиссия.
Вводится материальная ответственность чиновников. Материальный и моральный вред, который нанес чиновник физическим и юридическим лицам, компенсируется за счет государства. А оно, в свою очередь, может потребовать возмещения с чиновника с учетом его материального положения, стажа, опыта и т.д.. Если провинившихся несколько – учитывается степень вины.
Руслан Бортник отмечает: «Фактически начальству предоставляются функции суда. А если учесть, что 90% деятельности госчиновника состоит из выполнения приказов, то их попросту берут на крючок».