Закон об изменении подчиненности религиозных организаций, по экспертному мнению, не облегчает переход в новую церковь, которая еще юридически не оформлена. Он позволяет запретить общине распоряжаться имуществом, начав процедуру перерегистрации по решению собрания.
«Лишнее администрирование и усложнение регистрации»
Верховная Рада Украины поддержала доработанный законопроект №4128-д «О внесении изменений в некоторые законы о подчиненности религиозных организаций и процедуре их государственной регистрации со статусом юридического лица». Его суть сводится к тому, что для принятия решения о переходе общины в другую церковную юрисдикцию достаточно двух третей голосов членов общины.
Право переходить в другую церковь признавалось государством и ранее, но подробно не описывалось. Фактически речь шла о юридической регистрации новой общины, ведь для нее требуется новый устав. А уставы религиозных организаций, созданных в форме религиозных общин, доселе регистрировались областными государственными администрациями (в Киеве регистрация проводилась Киевской городской государственной администрацией). Для регистрации община должна была иметь в своем составе не менее 10 человек совершеннолетнего возраста. Условия членства законом не регулировались.
Но в новой редакции закона «О свободе совести и религиозных организациях» появилось уточнение, что членство в религиозной общине основывается на принципах свободного волеизъявления, а также на требованиях устава (положения) религиозной общины».
В законе изложены новые правила регистрации общин. Регистрационные документы теперь следует подавать в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере религии. Как известно, этим органом является Министерство культуры (хотя уже анонсировано создание соответствующей Госслужбы). Кроме того, в переходных положениях указывается, что перерегистрация должна быть завершена в течение года после публикации закона.
Термина «самоидентификация» в новом проекте нет, а противники этого законопроекта выступали именно против него. Так, нардеп от «Оппоблока» Александр Вилкул заявлял, что: приедет 200 людей, купят свечки, поставят и скажут, что «раз мы это сделали, то мы себя идентифицировали, как религиозная община данного храма. «Эти 200 человек проголосовали и захватили храм. И так одна из этих гастролирующих банд может объезжать по 10 церквей в день», — подчеркивал Вилкул.
Политолог Дмитрий Корнейчук иронизирует: «Что-то я не увидел, чтобы Оппоблок блокировал трибуну, мешая голосованию, как и тогда, когда голосовали за переименование УПЦ МП в декабре. Это на тему, как «защитники канонического православия» хотят его на самом деле защищать от Порошенко, с которым у них договорняки».
Отметим, что в УПЦ Московского патриархата закон прокомментировали сдержанно. Председатель юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов заявил, что попытка предложить механизм для изменения подчиненности превратился в лишнее администрирование и усложнение процедуры регистрации уставов религиозных организаций.
Политолог Руслан Бортник считает, что от первоначальных планов по массовому переходу храмов с помощью «самоидентификации» власти пришлось отказаться под давлением. «Потому что критично высказались в отношении этого, прежде всего, другие конфессии. Иудеи, мусульмане – все поняли, что этот инструмент может быть применен в отношении их, в том числе, в любой момент», — говорит политолог.
По его словам, начала накапливаться негативная международная реакция, которая ярко проявила себя после закона о переименовании УПЦ, и поэтому была сделана попытка смягчить, в какой-то мере, закон о переходе общин, и сделать его более сложным.
Но реально организовать переход храмов по этому закону будет непросто. «Если будет работать хоть как-то правовая система, то его тяжело применить на практике», — считает политолог.
«ПЦУ юридически не существует
По словам Руслана Бортника, закон о подчиненности религиозных организаций, в последнюю очередь, касается перехода общин.
«И сегодня общины могут спокойно переходить куда угодно в любой момент, никаких барьеров нет. Это — закон о переделе церковной собственности. Он касается, прежде всего, стен храмов, монастырей, лавр. Это — попытка создать условия для передела вот этой церковной собственности», — говорит он.
Напомним, что 15 декабря в Киеве был проведен собор, на котором путем объединения Киевского патриархата и УАПЦ была создана новая церковь — ПЦУ. 6 января Константинопольский патриарх Варфоломей передал главе этой церкви Епифанию официальный документ об автокефалии — Томос.
Крупнейшая конфессия страны — УПЦ Московского патриархата автокефалию от Константинополя не поддерживает. При этом в ПЦУ насчитывается до 6 тысяч приходов ПЦУ, а в УПЦ -12 тысяч. Во время рассмотрения законопроекта «о подчинении», нардеп Ирина Луценко сообщила о том, что почти 70 приходов УПЦ Московского патриархата перешли под юрисдикцию ПЦУ. При этом Луценко назвала автокефалию «важным шагом в освобождении от влияния Кремля».
Однако, в УПЦ удивились: где эти 70 уставов приходов, которые «перешли»? «Возможно, эти «переходы» такие же виртуальные, как и так называемая Православная Церковь Украины, и существуют только в СМИ для создания ажиотажа? Ведь эти «переходы», как и сама ПЦУ, юридически не существуют», — заявил протоиерей Александр Бахов.
Кроме того церковный юрист выразил удивление тем, что «так называемую Православную Церковь Украины создали для себя УПЦ КП и УАПЦ, а переходить в нее должны приходы Украинской Православной Церкви». Он отметил, что общины Киевского патриархата и УАПЦ зарегистрированы по-прежнему в этих конфессиях. «Я не видел ни одного сообщения о том, что приходы УПЦ КП и УАПЦ массово переходят в ПЦУ. Может они стесняются и им нужно помочь?» — иронизировал протоиерей.
Хотя ПЦУ пока юридически не оформлена, а ее приходы официально не зарегистрированы, вопрос передела церковного имущества уже заострился. Например, официальный сайт УПЦ МП обнародовал информацию, что в Администрация Президента якобы поручили руководству Киево-Печерского и -Почаевского историко-архитектурного заповедников, где расположены крупнейшие монастыри-лавры, подготовить иски о прекращении аренды объектов на их территории общинами УПЦ МП.
По новому закону часть общины, которая не согласна с решением о переходе в другую церковь, вправе образовать новую общину и заключить договор о порядке пользования культовым зданием и имуществом с их владельцем. Однако, до завершения процедуры регистрации запрещаются любые действия, которые могут привести к отчуждению имущества религиозной организации. Запрещается продажа, обмен, залог, бесплатная передача имущества в собственность или управление других лиц.
Политолог Павел Рудяков отмечает: «После принятия закона о переходе церковных общин в ПЦУ не стоит ожидать спокойного разрешения ситуации. Закон направлен на рейдерство и захваты храмов. Создана парадоксальная ситуация, когда вроде бы рейдерство — это противозаконное действие, но руководствуясь эти законом, рейдерство становится законным. Главное последствие — передел церковного имущества УПЦ в пользу ПЦУ».