Олег Дмитренко
12:01 30/01/2014

Закон об амнистии: Пат или компромисс?

Верховная Рада Украины, ночью, 29 января, после нескольких совещаний как глав всех фракций, так и отдельно – представителей Партии регионов с Президентом Украины приняла компромиссный закон об амнистии.
За проект Закон Украины №4021-3 «Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые имели место во время проведения мирных собраний» проголосовало 232 народных депутата из 416, присутствовавших в зале заседаний. Текст законопроекта стал доступен для ознакомления СМИ уже после голосования, так как принимался буквально в «пожарном» режиме.
Исходя из анализа тех норм, которые в нем заложены, уже сейчас ясно, что закон трудновыполним, если выполним вообще. Призванный стать основой для политического решения сложившейся в Украине конфликтной ситуации закон вобрал в себя положения, которые должны были удовлетворить всех политиков, но не учел пожеланий Майдана. Майдана, который политики не контролируют.
Оппозиция не в состоянии выполнить того, чего требуют нормы ЗУ №4021-3. Просто потому, что не имеют достаточного влияния на протестующих. Власти же оставили для себя уникальную возможность не использовать закон вообще, прописав уникальный порядок его вступления в силу. Законом предусмотрено, что вводится в действие он только со дня появления на сайте Генпрокуратуры информации об освобождении протестующими всех админзданий и разблокировании улицы Грушевского. Это не предусмотрено никакими нормативно-правовыми актами, так как обычные законы вступают в силу и вводятся в действие с момента их опубликования в официальных СМИ.
На каких условиях объявляется амнистия:
  • освобождение всех занятых в городе Киеве и других населенных пунктах Украины во время акций протеста зданий или помещений органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также допуск до своих рабочих мест лиц, которые там работают, и снятие других препятствий для надлежащего функционирования указанных объектов;
  • разблокирование транспортных коммуникаций на улице Грушевского в Киеве участниками массовых акций протеста;
  • разблокирование других улиц, площадей, переулков, бульваров и в городе Киеве и других населенных пунктах Украины, кроме тех, на которых проходят мирные акции.
Решение о том, что данные требования выполнены принимает… Генеральный прокурор Украины. Именно он, согласно статьи 10 ЗУ, осуществляет на официальном сайте Генеральной прокуратуры Украины публикацию сообщения о том, что такие действия были совершены участниками массовых акций протеста не позднее пятнадцати дней со дня, следующего за днем вступления в силу настоящего Закона. При этом, никакого порядка определения исполнения требований в самом законе нет. Все отдано на откуп генпрокурору.
Оппозиция выполнить данные требования не сможет в принципе – она не контролирует Майдан. А если и сможет, то не факт, что решение генпрокурора будет в их пользу. Понимая это и полагая, что поддержка данного Закона будет однозначно негативно воспринята протестующими на Майдане, представители оппозиции за закон не голосовали. Их рейтинг и так снижается, а рисковать им дополнительно, всего чуть более чем за год до президентских выборов, никто не хочет. В итоге, вместо компромисса имеем политический пат.
Безысходности к ситуации добавляет и внезапная болезнь Виктора Януковича. Как гласит официальное сообщение на сайте главы государства от 30 января: «Президенту Украины открыт больничный лист в связи с острым респираторным заболеванием, сопровождающимся высокой температурой». Об этом сообщил заместитель руководителя Государственного управления делами по медицинским вопросам Александр Орда.
Напомню, что для того, чтобы закон вступил в силу, президент должен его подписать. Будет ли он это делать, лежа с высокой температурой на больничном – неизвестно. Поэтому даже сроки вступления его в силу назвать сейчас не сможет ни один прогнозист.

Читайте также по теме