Андрей Кислов
09:00 26/02/2021

«Закон Витренко»: Рада отказалась назначать министров

Должность исполняющего обязанности министра фактически приравняли к министерскому посту. По экспертному мнению, парламент самоустранился от формирования правительства — полноценно руководить министерством можно в статусе «и.о.».

Полномочия как у министра

Верховная Рада приняла закон, который предусматривает расширение полномочий и.о. министра. Кроме того, в статусе исполняющего обязанности министра можно работать сколько угодно — временных ограничений нет.

Президент Владимир Зеленский пояснил: «Если в течение длительного времени народные депутаты не назначают министра – а такое не раз у нас бывало, – эти нормы закона приведут к параличу деятельности всего министерства. В стране, которая воюет и борется с коронакризисом, когда решение нужно принять немедленно, такое недопустимо».

Верховная Рада проголосовала за президентские предложения по закону о госслужбе: за – 267 депутатов, в том числе и 226 в «Слуге народа». Поддержали 2 депутатские группы: «За майбутне» и «Довира».

Информированный политолог Владимир Фесенко поясняет: «Это голосование было принципиально важно для Президента Зеленского. И он своего результата добился».

«И вот теперь еще одна интрига. Сохранится ли сегодняшнее большинство при третьем голосовании за Юрия Витренко? Или сегодня достигнут временный компромисс, который даст возможность Ю.Витренко нормально работать в статусе и.о. министра?», — написал политолог в Facebook.

Напомним, что 17 декабря Верховная Рада не поддержала назначение Юрия Витренко министром энергетики. Однако, 21 декабря 2020 года Юрий Витренко назначен первым заместителем министра энергетики Украины – временно исполняющим обязанности министра.

На заседании Верховной Рады 28 января Юрия Витренко снова не назначили на должность первого вице-премьера – министра энергетики.

А в соответствии с принятым законом, Рада исключила положения о запрете ряда полномочий для исполняющих обязанности министра. Как и полноправный министр, исполняющий обязанности теперь может вносить премьер-министру предложения относительно назначения на должности первого заместителя министра, заместителя министра.

Он может вносить представления о ликвидации, реорганизации территориальных органов министерства, утверждать структуру аппарата министерства, создавать, ликвидировать и реорганизовывать предприятия, учреждения, организации, относящихся к сфере министерства.

Кроме того, исполняющий обязанности министра может назначать и увольнять руководителей предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере управления министерства.

Парламентская фракция «Батькивщина», не голосовавшая за такие изменения в закон о государственной службе, заявляет, что они фактически были призваны «пожизненно» назначить Юрия Витренко и.о. первого вице-премьера с полным спектром полномочий.

Лидер партии Юлия Тимошенко заявила, что такое решение президента противоречит не только Конституции, но и европейской практике. «Мы идем в Конституционный суд и голосуем против», — заявила Тимошенко.

Сопредседатель парламентской фракции ОПЗЖ Юрий Бойко: «Сегодня Президент и ОП (Офис Президента) просто исключили парламент из назначений в правительство. Они под видом бумажных процедур провели решение о том, что и.о. министра может просидеть в этой должности сколько угодно».

«Так было с Супрун»

Бойко заявил, что расширение полномочий исполняющих обязанности министра ведет к повторению того, что министерством будут руководить без утверждения в парламенте.

«Так было с Супрун, и мы все видели, к чему это привело. И теперь такую же Супрун пытаются посадить в другое министерское кресло. В ситуации, когда кризис в экономике, энергетике, серьезные проблемы с вакцинацией, оставлять и.о., которые не пользуются доверием парламента, нельзя», — высказал свое мнение политик.

Отметим, что исполняющими обязанности министра назначают первых заместителей, если министра уволили. А Глава государства обратил внимание Верховной Рады, что положения, в которых говорится о выполнении первым заместителем министра или заместителями министра (в период, когда должность министра вакантна) только отдельных полномочий министра, являются неприемлемыми, «поскольку нарушают конституционные нормы о назначении по представлению премьера членов правительств».

Как известно, процедура назначения министра предусматривает, что кандидатуру вносит на рассмотрение Рады премьер-министр (кроме кандидатур министров обороны и иностранных дел, вносимых президентом). Кандидат по предложению фракций может встречаться с депутатами.  Затем, после голосования за назначение министра, парламент утверждает его в должности своим постановлением.

Такая норма действует с января 2006 года, когда право выдвигать кандидатуру премьера и формировать правительство было передано парламентскому большинству. Тогда Украина стала парламентско-президентской республикой. В период правления Януковича, эту конституционную норму отменяли, и правительство формировалось в соответствии с Конституцией 1996 года, которая позволяла президенту самому увольнять и назначать министров. Затем вернули Конституцию 2006 года.

Право назначать министров у парламента никто не отбирал. Но пример длительного управления министерством без утверждения в Раде имелся. Исполняющая обязанности министра (замминистра) здравоохранения Ульяна Супрун работала три года — с августа 2016 по август 2019 года. Хотя еще в 2017 году сообщалось, что, дескать, согласно Кодексу законов Украины о труде, лицо может находиться в должности исполняющего обязанности министра в течение трех месяцев.

Тогда выяснилось, что распоряжении премьера Гройсмана исполнение обязанностей возлагалось на Супрун «временно», но не указывалось, сколько именно времени оно может продлиться. А в Законе «Про центральные органы исполнительной власти», дескать, написано, что «Министерство возглавляет министр Украины, который является членом Кабинета Министров Украины» — и ни слова про «и.о».

Некий Вольный профсоюз медицинских работников Украины подавал иск в Административный окружной суд Киева против Кабинета Министров и Минздрава в отношении законности назначения заместителей и.о.министра Ульяны Супрун. Так как подавать эти кандидатуры имеет право только министр. Но безрезультатно.

В феврале 2019 года суд запретил Ульяне Супрун исполнять обязанности министра здравоохранения. Затем суд тотчас решил отменить ее отстранение по собственной же инициативе.

Еще в январе политолог Александра Решмедилова отмечала, что кандидатура Витренко «может стать новой Супрун». А теперь эксперт Валентин Землянский поделился в СМИ мнением, что утверждение в Раде теперь не важно: «У нас теперь практика Супрун введена этим законом. И.о., в принципе, он получил все полномочия министра, теперь голосование через ВР не критично».

Читайте также по теме