Юрий Шпак
07:00 11/02/2016

Законодательные итоги третей парламентской сессии: имитация реформ как национальная идея

Политические итоги 3 сессии уже давно подбиты и постепенно покрываются пылью истории. Мы поставили перед собой более сложную и одновременно простую задачу – проанализировать принятые в целом парламентом законопроекты. Именно они являются главным итогом полугодовой работы народных депутатов.

Конституционные бдения

Политическая повестка дня поставила перед парламентом ряд принципиальных вопросов по реформированию Конституции.

Депутаты «проскочили» третью сессию, не проголосовав во втором чтении «особый статус Донбасса» и отложив вопрос в долгий ящик. Для этого пришлось оперативно вносить изменения в 149 статью Регламента Верховного Совета. Жесткая санкционная риторика ЕС в сторону РФ оставляет Киеву время для маневра и украинская власть этим закономерно пользуется. Вопрос «Донбасса» отложил в сторону и другие аспекты конституционных реформ самоуправления, которые шли в пакете.

Вторым шагом в направлении конституционных новшеств стало голосование в первом чтении изменений в сфере правосудия. Реформа судебной ветви власти является ключевой и определяющей для проведения других реформ и развития государства.

Естественно, в ней не могли переплестись противоречивые интересы всех сторон украинского политикума. Президенту Петру Порошенко пришлось идти на компромисс — в проголосованном парламентом законопроекте, за Верховной Радой сохраняется право выражать недоверие генеральному прокурору, которое влечет его отставку

Бюджет и налоги

Говоря о третьей сессии, нельзя не упомянуть о скандальном принятии Бюджета на 2016 год и многочисленных изменений в Налоговый кодекс, называемых по черной иронии «налоговой реформой». Без лишнего преувеличения документы были насильно «протянуты» через парламент.

Критическая зависимость от внешних доноров заставила власть полностью проигнорировать и публичную дискуссию, и долгосрочные национальные интересы государства. И изменения в налоговый кодекс, и бюджет-2016 были прописаны для максимального обслуживания внешнего долга и надежды увеличить инъекции МВФ.

Серьезному сокращению подверглись расходы на медицину. Например, под нож пошла закупка лекарств. Финансирование медикаментов для больных на вирусные гепатиты В и С было уменьшено на 91%, туберкулез — 72%, гемофилию — 73%, сердечно-сосудистые и сосудисто-мозговые заболевания — 37%.  У больных гипертонией забрали около 100 млн грн.

В целом, около 5% ВВП будет потрачено на цели обороны, а 35 млрд грн уйдет на субсидии малообеспеченным гражданам. Министерство финансов, подготовившее бюджет, руководствовалось не столько экономическими, сколько монетарными принципами.

Налоговая «реформа» не решила основных противоречий между государством и бизнесом, оставив его в  глубокой тени.

Основной вывод после прочтения бюджета-2016 и изменений в Налоговый кодекс можно сформулировать так: власть и обслуживающие ее бизнес-кланы полностью исчерпали ресурсную базу, и решили, не ограничивая собственных аппетитов, перенести все издержки на население и малый бизнес.

Спасение киевской канализации

Киевляне могут поблагодарить депутатов за ратификацию долгожданного договора между Украиной и Японией по выделению Киеву кредита в размере 1 миллиарда долларов для модернизации Бортнической станции очистки сточных вод.

Еще пара лет и в Днепр устремился бы такой поток фекалий, что биосфера реки была бы полностью уничтожена, со всеми «вытекающими» последствиями для всей Украины.

Интерес японцев лежит  в переработке иловых полей, содержащих массу полезных веществ и соединений, включая биогаз.

Работа не волк

Среди важных ратификаций отдельно следует вспомнить ратификацию конвенции Международной организации труда (организации при ООН) №117 об основных целях и нормах социальной политики.

Зачем это было сделано Украиной не совсем понятно, ведь вторая статья конвенции постулирует – «повышение уровня жизни рассматривается как главная цель при планировании экономического развития». Типичная антиправительственная норма.

На 24 году независимости Украина обратила внимание на украинских трудовых мигрантов. Но не для помощи им, а с целью их налогообложения. Суть закона сводится к 20 статье, ради которой он собственно и писался — «трудовые мигранты платят налоги и сборы в соответствии с налоговым законодательством Украины».

Ключевым документом в сфере государственного управления стала новая редакция закона о государственной службе. Он должен вступить в силу 1 мая 2016 года. Основная задача закона – вывести чиновников-профессионалов от влияния политического фактора, связанного с нескончаемыми ротациями и произвола «высокого начальства».

Ограниченные общества

Фундаментально важное изменение для предпринимателей было внесено в Закон о хозяйственных обществах с ограниченной ответственностью. Установлено, что общее собрание является полномочным, если на нем присутствуют участники, владеющие более 50% голосов.

В тоже время, если в уставном капитале общества отсутствует государственная доля, то уставными документами может быть предусмотрено другое соотношение. Закон был принят из-за невозможности государства влиять на ООО "Запорожский титаномагниевый комбинат", 49% которого принадлежат структурам опального олигарха Дмитрия Фирташа.

Собственность легко регистрировать

Важным шагом в вопросах дерегуляции, стало принятие депутатами закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц–предпринимателей и общественных формирований».

Документ предусматривает передачу функций государственной регистрации органам местного самоуправления, госадминистрациям, нотариусам и банкам (за органами юстиции остается государственная регистрация общественных формирований.

Аналогичным по реформаторскому духу стал и принятый законопроект "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений". Он также  предусматривает делегирование органам местного самоуправления полномочий по регистрации прав на недвижимое имущество. За Минюстом останется нормативно-методическое обеспечение и часть надзорных функций.

К слову, депутаты успели проголосовать в первом чтении за новую редакцию Трудового кодекса. Текущая версия трудового законодательства принята еще во времена Петра Шелеста в начале семидесятых годов прошлого века. Новый Кодекс призван зафиксировать новую политико-экономическую реальность – диктатуру работодателя, а также нивелировать роль профсоюзов и коллективных договоров.

Трудная наука

Попыткой вдохнуть новую жизнь в украинскую науку стало принятие закона о научной и научно-технической деятельности.

Среди новаций: учебные учреждения и вузы смогут учреждать коммерческие предприятия; государственные научные учреждения смогут оставлять часть прибыли и будут освобождаться от уплаты ввозной пошлины и НДС при закупках оборудования, материалов, литературы; финансирование науки должно будет составлять не менее 3% ВВП; упрощены административные правила работы учебных учреждения, модернизирована процедура избрания их руководителей.

Коррупция с конфискацией

Все попытки хотя бы формально побороть коррупцию в Украине, разбиваются о заколдованную отечественную реальность. Принятый в ноябре закон о государственном бюро расследований так и не заработал, и, судя по всему, заработает нескоро. Министр юстиции Украины уже высказал сомнение, что к 1 марта штат нового ведомства может быть сформирован.

Пока коррупционеров ловить не получается, можно под шумок ограничить права всех граждан, например, введя в криминальное законодательство институт специальной конфискации имущества лиц, подозреваемых в тяжких преступлениях до вынесения приговора.

Более того, законодательные изменения разрешают специальную конфискацию имущества лиц, прямо или аффилировано связанных с подозреваемым. Под продажу конфискованного имущества будет создано специальное агентство.

Электронная революция

Революционным и долгожданным  для ИТ-бизнеса стало принятие закон об электронной коммерции. Он  регламентирует Интернет-торговлю и использование электронных денег. Электронные сделки  признаны  равными  письменно оформленным.

Весь импорт в гости к нам

В конце года парламент отменил действующие в течение года ввозные пошлины на импортные товары в размере 5% и 10%, как этого требовал МВФ.

Это решение вызывает противоречивые последствия — с одной стороны, импортная продукция должна подешеветь, с другой — мы лишаем внутреннего производителя тарифных преимуществ, что в долгосрочной перспективе нивелирует «низкие» импортные цены. Не чувствуя конкуренции, импортеры будут повышать цены.

Ай, цвай полицай

На третьей сессии был принят пакет законопроектов по реформированию национальной полиции. Красивые автомобили и новая униформа прошедших сито отбора полицейских вскружили голову общественности.

Отсутствие каких-либо других успехов правительственных реформаторов,  вывели «полицейскую реформу» в топ новостных лент. В то же время основная часть украинской полиции получила мощный демотивирующий удар – большие зарплаты достались только патрульно-постовой службе, грязная работа низовых полицейских денежным поощрением по-прежнему не обеспечена.

Проводить половинчатые  реформы  за деньги американских налогоплательщиков не велика наука, вот только, что  мы будем делать с полицией когда «грантовые» деньги закончатся?

Закупиться по-государственному

Депутаты проголосовали за новый закон о публичных закупках, который призван сэкономить государству до 50 миллиардов гривен в год. Основной компонент принятого документа – система электронных торгов и три процедуры торгов (две конкурентные и одна неконкурентная).

Прошедшая сессия уже история, для парламента не самая приятная. Хроническая неработоспособность парламентского большинства, постоянные скандалы, «кнопкодавство» и драки стали прологом усугубляющегося политического кризиса.

Четвертая сессия уже подтвердила негативную тенденцию и рискует стать лебединой песней перед осенним роспуском парламента.

Читайте также по теме