Во время пандемии коронавируса в Верховной Раде появился законопроект, призванный создать новую систему общественного здоровья. О коронавирусе там ни слова, но документ содержит настораживающие нормы, от которых отдает лоббизмом.
Аналог CDC против ликвидированной СЭС
22 сентября в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 4142 «О системе общественного здоровья». Его авторами стали 14 народных депутатов, которые представляют парламентский комитет по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования. В пояснительной записке к своему творчеству они говорят, что законодательство в сфере санитарного и эпидемического благополучия системно не обновлялось с конца 90-х годов, многие принципы устарели и не соответствуют нынешнему уровню развития науки, новым отношениям субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому законодатели хотят начать модернизацию санитарного законодательства и комплексно гармонизировать его с европейским.
«…актуальная государственная политика сегодня направлена на минимизацию вмешательства государства и его должностных лиц в деятельность бизнеса, перенос ответственности за результаты такой деятельности от разрешительных и контролирующих органов на самих субъектов ведения хозяйства, децентрализация государственного управления и предоставления больших полномочий органам власти на местах и переноса ответственности, в том числе по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на местное самоуправление», – именно это указывается авторами законопроекта как основное обстоятельство необходимости модернизации.
В начале сентября о законопроекте № 4142 в колонке, опубликованной изданием «Интерфакс-Украина», писал глава профильного комитета Верховной Рады Михаил Радуцкий:
«В условиях пандемии в Украине отсутствует полноценный государственный орган, который бы занимался контролем за санитарно-эпидемиологической ситуацией. Но нам ни в коем случае не нужна пресловутая коррупционная СЭС. Новая структура по принципу и задачам должна стать аналогом американского Центра контроля заболеваемости (CDC). Эта организация занимается борьбой с туберкулезом, ВИЧ-СПИДом и другими особо опасными инфекционными заболеваниями. Основное внимание уделяется профилактике, предупреждению и ранней диагностике заболеваний. И никаких несвойственных функций, как, например, выдача разрешений на строительство или фитосанитарный контроль. Создать украинский аналог CDC предлагается на базе Центра общественного здоровья. Новому органу нужна региональная сеть подразделений с широкими полномочиями», – писал Михаил Радуцкий.
Он добавил, что разработкой законопроекта о системе общественного здоровья занимается парламентский комитет вместе с главным санитарным врачом при поддержке международных партнеров.
В заключительных и переходных положениях появившегося законопроекта сказано, что после его вступления в силу после принятия перестают действовать законы «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 1994 года и «О защите населения от инфекционных болезней» от 2000 года.
«Законом Украины о санитарно-эпидемиологическом благополучии определена функция санитарно-эпидемиологической службы, процедура назначения главного государственного санитарного врача, его полномочия. В условиях всемирной пандемии наша власть не способна выполнить нормы этих двух законов, и они решили их ликвидировать, – говорит глава Национальной медицинской палаты Украины Сергей Кравченко. – Закон о защите населения от инфекционных болезней предусматривает выплату надбавки медицинским работникам за вредность работы в условиях пандемии либо с особо опасными инфекциями, а в этом законопроекте ее нет. Также возникает казуистическая ситуация, что полномочия главного государственного санитарного врача будет исполнять уполномоченный орган, между строк мы понимаем, что это Центр общественного здравоохранения, но этот же закон ликвидирует закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, чем ликвидируются полномочия главного государственного санврача».
По мнению эксперта, законопроект № 4142, если будет принят, то окончательно закрепит ликвидацию Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины, что было сделано решением правительства в марте 2017 года.
«Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии действующий. Этим законом определено, что реализует политику в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия центральный орган исполнительной власти с особым статусом, который называется Государственная санитарно-эпидемиологическая служба. Кабинет министров ликвидировал ее незаконно своим постановлением, а закон не изменили. Отменяется закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, вводится система общественного здравоохранения – и концы в воду», – считает Сергей Кравченко.
Две лоббистские статьи
Эксперты находят в законопроекте №4142 лоббистские составляющие. В этой связи они обращают внимание на его статьи 41 и 47.
Статья 41 посвящена профилактическим прививкам. Согласно действующему закону «О защите населения от инфекционных болезней» обязательными являются 6 прививок, которые включены в специальный календарь. Это прививки против дифтерии, коклюша, кори, полиомиелита, столбняка и туберкулеза. Законопроект № 4142 расширяет этот список до 11 обязательных прививок, добавляются прививки от вирусного гепатита В, паротита, краснухи, пневмококовой и гемофильной инфекций.
«Две из них являются абсолютно коммерческими, – говорит Сергей Кравченко. – Это гемофильная вакцина и пневмококовая. Там планируется проведение аферы примерно на 2 миллиарда гривен. Они применяются в единичных случаях экономически развитыми государствами, которые могут себе это позволить. Они отнесены к категориям вакцин, которые выполняются по показаниям, а не в обязательном порядке. Например, пневмококовая вакцина эффективна в возрасте до 6 лет и в пожилом – после 65-ти. Учитывая то, что пневмококов 91 серотип, в большей мере воспаление легких либо другие заболевания верхних дыхательных путей и лор-органов вызывает 23 основных серотипа. Эта вакцина 100-процентной гарантии не дает. Звучало заявление, что в обязательном порядке нужно все население прививать от пневмокока, потому что люди, привитые от него, легче переносят коронавирус. Что это как неприкрытый лоббизм?»
По мнению эксперта, на западе, в частности в США могут находиться партии этих вакцин, у которых вскоре заканчиваются сроки годности, и они успешно могут быть закуплены Украиной, если законопроект № 4142 станет законом.
А статья 47 этого документа посвящена дезинфицирующим средствам, а именно их государственной сертификации и регистрации.
«Таким образом, у нас возвращается назад старая кормушка, за что так сильно ругали санитарно-эпидемиологическую службу – за бытовую коррупцию, за коррупцию по проведению экспертизы, сертификацию и регистрацию дезсредств. Это все возвращается», – говорит Сергей Кравченко.
В это же время система здравоохранения в Украине остается недофинансированной. На следующий год, согласно проекту государственного бюджета, на нее планируется выделить 4,2 % от ВВП, вместо гарантированных законом 5 %. В системе здравоохранения по-прежнему деньги ходят за пациентом, а стены больниц не финансируются. Два основоположных принципа начавшейся в 2017 году медреформы актуальны и сегодня. Здравоохранение в Украине резко превратилось в медицину, когда главное не профилактика заболеваний, а непосредственно их лечение.
«Сколько бы денег мы сейчас не выделяли, их не хватит, если мы не начнем заниматься профилактикой и финансировать программы профилактики, – говорит бывший руководитель Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины Святослав Протас. – Коронавирус показал, что нужно держать руку на пульсе в вопросах инфекционных заболеваний, но весь мир сейчас страдает от неинфекционных заболеваний – сердечно-сосудистых, заболеваний дыхательной системы, онкологических заболеваний, травматизма, ментальных расстройств. 7 из 10 смертей – это неинфекционные заболевания. Средства должны идти именно на программы профилактики. “Деньги ходят за пациентом” – это абсурд, который провоцирует то, чтобы люди больше болели, тогда медицинские операторы будут больше зарабатывать, а государство за это платить. Это абсурд, заложенный в реформу непонятными людьми. Проблема не в модели финансирования. Изменение модели финансирования дает экономию порядка до 16 %. Не много. А дефицит медицинского бюджета у нас 50 %. Вопрос не в том, чтобы менять систему финансирования, а менять подход».
С началом пандемии коронавируса было много заявлений о том, что как раз в эту пору пригодилась бы Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, что неплохо было бы ее восстановить, а саму медицинскую реформу – пересмотреть. Но все это осталось в рамках заявлений и слов. Во время пандемии, когда нужна четко спланированная и системная работа по борьбе с распространением болезни, законодатель разрабатывает законопроект с подозрительными статьями. Вместо необходимой, определенной опытом работы, рисуются цветные карты. Кроме того, не делаются попытки существенно восстановить противоэпидемическую службу в плане кадров.
«Тестирование, отслеживание контактов, работа в очагах, локализация вспышек, изоляция больных. Это базовые моменты. Но чтобы их сделать, нужно работать, – говорит Святослав Протас. – Карту нарисовать прощу всего – сбросить на места, занимайтесь, выполняйте. А вот чтобы работать в очагах, нужны люди, ресурсы, нужно контролировать, обеспечивать. Мы не сделали доступа к тестированию. Говорить можно много, но этого не будет, не будет бесплатных пунктов прививок от того же гриппа, не будет бесплатных пунктов тестирования, не будет специализированных противоэпидемических бригад. Это зависит от государства. Поражает то, что мы не смотрим в будущее и не умеем делать выводы. Такая ситуация была в 2009 году после пандемии гриппа, когда все испугались, приняли кучу решений, приняли невероятное распоряжение на 3 миллиарда гривен по модернизации лабораторной сети санитарно-эпидемиологической службы. Ни одной копейки не дали, с 2010 года начали ликвидировать СЭС, из 60 тысяч сотрудников на сегодня меньше 10 тысяч осталось. Пять лет не готовили эпидемиологов, и на шестой год Министерство проваливает госзаказ и не набирает эпидемиологов на учебу. Мы не делаем выводы и не думаем о будущих поколениях».
Вот такая «система» общественного здоровья в Украине существует сегодня. Вероятность того, что она станет лучше в будущем, невелика.