Распродажа украинских медиа может стать следствием закона об олигархах. По экспертному мнению, закон станет предупреждением «не лезть в политику». Но при потере политического влияния…
«Все, что осталось, заберут даром, и землю в том числе»
В Верховной Раде зарегистрировали законопроект Президента Владимира Зеленского об олигархах. Название будущего закона — «О предотвращения угроз национальной безопасности, связанным с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)».
Олигархам запретят осуществлять взносы в поддержку политических партий, покупать объекты большой приватизации (к ней относятся объекты стоимостью более 250 млн грн.- авт.) Также олигархам нужно будет подавать декларацию. Их внесут в особый реестр на сайте Совета национальной безопасности и обороны (СНБО).
Политический эксперт Всеволод Степанюк высказал такое мнение в одном из комментариев в Facebook: «Заменить украинских олигархов на американских — требование госдепа, и оно вполне может быть выполнено. К тому же если украинские олигархи не будут допущены к приватизации, то всё, что осталось, заберут даром, и землю в том числе. Банальная зачистка конкурента».
Согласно законопроекта, олигархом будет называться тот, кто соответствует трем из четырех признаков: 1) участвует в политической жизни, 2) имеет значительное влияние на средства массовой информации, в том числе интернет-СМИ, 3) является конечным бенефициарным владельцем субъекта хозяйствования, занимает доминирующее положение на рынке и в течение одного года поддерживает это положение, 4) стоимость его активов превышает 1 млн прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года.
Сейчас эта сумма составляет 2,27 млрд грн., информированный политолог Владимир Фесенко растолковывает: «Сама цифра – один миллион прожиточных минимумов (2,27 млрд. грн. или 83 млн дол.) – очень условна. Просто взяли круглую и понятную цифру. И не мало, и не слишком много. Есть зазор и запас для ловли различных олигархов, не только самых крупных, но и из второго эшелона. У нас ведь есть не только всеукраинские олигархи, но и региональные».
Фесенко отмечает: судя по разным рейтингам, этому критерию могут соответствовать около 150 человек. А стоимость бизнес-активов только один критерий из четырех для попадания в Реестр олигархов – нужно минимум три. Саму идею «ловли олигархов» политолог под сомнение не ставит – отмечает неподдельный интерес и умеренную положительную оценку Запада. «Зеленский продолжает удивлять «западников», — отмечает информированный политолог, упоминая публикацию Financial Times, вышедшую 3 июня.
В той редакционной статье Financial Times приводятся мнения только украинских экспертов (Центра предотвращения коррупции, Европейской бизнес-ассоциации, фонда Демократические инициативы), цитируется олигарх Ринат Ахметов, который заявил, что «от любого правительства нам нужна только честная конкуренция и равные условия для всех».
В статье разъясняется, что Президент Владимир Зеленский, дескать, хочет прекратить финансирование олигархами политиков, «одновременно решая тактические задачи по выведению из игры наиболее влиятельных крупных бизнесменов — Виктора Медведчука, Игоря Коломойского и Петра Порошенко».
Дескать, первый — «лидер пророссийской партии и близкий друг президента России Владимира Путина», ему было предъявлено обвинение в государственной измене. Второму могут выдвинуть обвинения за скандал с ПриватБанком, где недосчитались 5,5 млрд. долл. А третий стал объектом многочисленных коррупционных расследований.
Кроме того, в материале, опубликованном в Financial Times, говорится: меры, которые, по мнению чиновников, могут быть нацелены на десяток человек, будут введены на 10-летний период; сдерживание олигархов и более широкая антикоррупционная реформа «имеют решающее значение, если Киев хочет обеспечить финансовую поддержку западных партнеров и МВФ, заморозившего кредитование в размере 5 млрд. долл.».
«Петр Алексеевич правильно понял»
Изначально было известно, что при разработке закона исходили из того, что к олигархам можно отнести 13 человек. Об этом заявлял секретарь СНБО Алексей Данилов, не назвав имен тех, кто попадет в реестр.
Теперь на обнародованный законопроект резко отреагировали в партии Петра Порошенко. «Очевидно, с точки зрения Зеленского олигархами являются те, кто не нравится ему лично — и, безусловно, Порошенко в этом списке находится на первой позиции. Зеленский пытается любым способом избавиться Порошенко», — заявили в «Европейской солидарности».
Там предложили собственное видение. Дескать, олигархи — это те, кто у власти, а не в оппозиции, это те, кто незаконным образом имеют теневое и коррупционное влияние на исполнительную власть и распределение бюджетных ресурсов, на назначение налоговых льгот и других преференций.
«Олигархи — это те, кто является монополистом на стратегических рынках и имеют привилегированный доступ к природным ресурсам. Кто заносит в Офис президента деньги на финансирование нужных голосований от «Слуг народа». Кто имеет прочные закулисные связи с властью, только представляет из себя борцов с олигархами, а на самом деле дотируется ими и обслуживает их интересы», — заявили в партии Порошенко.
Информированный политолог Владимир Фесенко иронизировал: «Петр Алексеевич правильно понял, что он один из главных претендентов на попадание в Реестр олигархов. Но это плата за персональное сочетание большой политики с большим бизнесом».
Фесенко отметил, что Порошенко – он «не один такой» в Верховной Раде. «Есть еще Новинский, Левочкин и Медведчук. Правда, если у Левочкина не будут считать активы по «Интеру», то он в Реестр может и не попасть (хотя в «Списке 13» от СНБО он вроде бы присутствует). А если внимательно присмотреться, то в парламенте найдется еще с пяток претендентов на попадание в Реестр олигархов», — написал он в Facebook.
По его словам, попадание в Реестр олигархов может восприниматься как признак имиджевой токсичности, и для многих бизнесменов «это будет очень сильным предупреждением: не надо лезть в политику, от этого будут только проблемы».
«Не нарушает основных прав»
В заявлении Офиса Президента подчеркивается, что предложенный Владимиром Зеленским законопроект «никоим образом не нарушает основных прав людей, подпадающих под определение олигарха». Он лишь определяет круг этих лиц и устанавливает правила их прозрачных взаимоотношений с представителями власти.
Однако после встречи с олигархом или его представителем, чиновники будут обязаны подавать публичную «декларацию о контакте». Она должна подаваться не позже следующего дня после любой встречи или разговора, в том числе в режиме онлайн. Декларацию можно не подавать, если встреча произойдет на судебных заседаниях.
Исключить из реестра СНБО олигарха могут при условии, если он будет попадать менее чем под три критерия, определенных законопроектом.
Оговаривается, что если после принятия законопроекта, но до его вступления в силу, олигарх продаст принадлежащее ему СМИ лицу с «небезупречной репутацией», то его все равно будут расценивать как того, кто оказывает влияние на это СМИ. А «небезупречной репутацией» будет считаться наличие судимости, попадание в украинские или международные санкционные списки, задолженности по уплате налогов, систематическое нарушение законодательства… Или же просто покупка СМИ (или намерение его купить) по цене намного ниже рыночной или за средства непонятно происхождения.
Ранее издание ZN.UA прогнозировало: следующим шагом после принятия этого законопроекта должна стать большая распродажа украинских медиа. «Что интересно, что другие активы, которые собственно и приносят основной денежный поток, олигархи могут оставить себе. Пусть богатеют и дальше, главное, чтобы СМИ продали», — рассудили в издании.