Вокруг законов, принятых Верховной Радой 16 января 2014 года, сформировалась специфическая мифология, согласно которой они именуются не иначе, как «диктаторскими». Однако что же в действительности было проголосовано в тот день?
Был принят закон о бюджете на 2014 год. Также был принят закон о введении института заочного судебного преследования. Кстати, после «революции» эта норма Криминального процессуального кодекса была введена повторно. Были приняты поправки относительно видео- и фотофиксации нарушений правил дорожного движения. Была ограничена депутатская неприкосновенность и упрощен механизм привлечения депутата к уголовной ответственности. Также был принят закон, отменяющий налог на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Украины природного газа. В числе принятых законов – введение именных билетов на футбол и повышение ответственности за правонарушения во время футбольных матчей.
Что же не понравилось «революционерам» в этих законах? Скорее всего, в первую очередь, — принятые изменения в Криминальный кодекс относительно ответственности за отрицание или оправдание преступлений фашизма. Очевидно, им также не понравились изменения, внесенные в Криминальный кодекс об ответственности за осквернение или разрушение памятников, сооруженных в память тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны. Также, наверное, их не устроил закон «О внесении изменений в Закон Украины «Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания лиц по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний». Как известно, принятые изменения предусматривали освобождение от ответственности не только «активистов Евромайдана», но и сотрудников правоохранительных органов.
Очевидно, что не понравилось введение уголовной ответственности за экстремистскую деятельность, в частности, за изготовление и распространение, в том числе через Интернет, материалов, призывающих к насильственной смене или захвату власти, нарушению суверенитета или территориальной целостности государства. Тогдашние «революционеры» были против введения уголовной ответственности за блокирование государственных и общественных зданий. И, конечно же, у многочисленных грантоедских организаций возмущение вызвало ужесточение регулирования их деятельности. В частности, вводилось понятие «общественных объединений, исполняющих функции иностранных агентов», под которыми понимались организации, финансируемые иностранными источниками и принимающие участие в политической деятельности.
28 января 2014 года за отмену пакета этих законов проголосовало большинство депутатов. Однако до сих пор ни один серьезный эксперт не смог доказать, что законы, принятые 16 января 2014 года, являлись антидемократическими или нарушали Конституцию. Это не удивительно, ибо эти законы во многом заимствовали передовые нормы зарубежного права. При этом, еще раз повторимся, многие из них благополучно были повторно приняты уже новой «революционной» властью.
Почему же сейчас власть снова педалирует тему «диктаторских законов»?
Мотив только один – отвлечь общественное мнение от собственных катастрофических провалов. В нынешней Верховной Раде в массовом порядке происходят серьезные нарушения Регламента, процветает т.н. кнопкодавство и фальсификация голосования. Наиболее красноречивый пример — голосование 29 декабря 2014 г. за закон о бюджете на 2015 г., происходившее с вопиющими нарушениями Регламента.
Особо следует отметить, что законотворчество «революционеров», пришедших в парламент, объективно несет куда большую угрозу демократии, чем законы 16 января. Например, стоит вспомнить закон «О санкциях», который по праву можно назвать в полном смысле слова диктаторским. Согласно этому закону репрессивные меры можно задействовать уже в случае потенциальной угрозы национальным интересам. При этом характер угрозы определяет сама власть на свое усмотрение. Не удивительно, что проект этого закона вызвал волну критики со стороны международных организаций.
Также стоит отметить пресловутый законопроект, предлагающий введение уголовного наказания за критику государственных органов управления. Власть всячески ограничивает свободу слова и доступ к информации. В качестве примера можно привести постоянно увеличивающийся список запрещенных российских фильмов, телесериалов, телевизионных каналов, отказ от аккредитации российских СМИ при государственных органах управления, преследования блогеров и тотальную цензуру. Не удивительно, что в 2014 году в рейтинге World Press Freedom Украина заняла по индексу свободы слова 127 место, оказавшись между Колумбией и Афганистаном.
На словах проповедуя «европейские ценности», новая власть повсеместно нарушает принцип верховенства права. В парламенте распространена практика, ничем не отличающаяся от той, которая процветала во времена Януковича. В Украине вместо построения цивилизованного правового государства полным ходом идет создание националистического авторитарного режима. Шумиха, поднятая вокруг законов 16 января — это политическая технология, используемая в борьбе с КПУ, являющейся ведущей оппозиционной партией.