Андрей Кислов
21:03 25/05/2021

«Закрытие» Беларуси: начинается экономическая война

Запрет авиасообщения с Беларусью означает начало «подковерной» экономической войны и под угрозой рынок топлива, считают эксперты. Но пока усложняются и дорожают авиаперелеты, отмечают они.

«Вызов всему демократическому миру»

Премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что Кабинет Министров принял решение о прекращении авиасообщения с Беларусью с 26 мая, дав соответствующие поручения Мининфраструктуры, Госавиаслужбе и ГП «Украэрорух».

Таким образом, украинские граждане в ближайшее время не смогут посещать Беларусь, так как из-за коронавируса въезд туда иностранцев был разрешен только через аэропорты. Кроме того, въезд транзитом через третьи страны невозможен. Госпогранслужба Украины получила поручение прекратить оформления пассажиров, следующих из Беларуси или в Беларусь в таможенных пунктах аэропортов. Кроме того, украинским авиакомпаниям и самолетам запрещено выполнять полеты в воздушном пространстве Беларуси.

Прекратить авиасообщение проучил правительству Президент Владимир Зеленский. Поручение он дал по результатам совещания, в котором приняли участие премьер-министр Денис Шмыгаль, секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов, министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, министр внутренних дел Арсен Аваков, министр энергетики Герман Галущенко, министр инфраструктуры Александр Кубраков и представители Офиса Президента.

Секретарь СНБО Алексей Данилов позже заявил, что Зеленский принял решение о перенаправлении авиарейсов в обход Беларуси, «учитывая уровень опасности и наглости вызовов демократическим ценностям, которые создают своей деятельностью власти Беларуси».

Напомним, что по официальным сообщениям белорусской стороны, 23 мая президент Беларуси Александр Лукашенко отдал поручение поднять в воздух истребитель МиГ-29, чтобы сопроводить до аэропорта Минска самолет авиакомпании Ryanair, в отношении которого поступило сообщение о минировании. Самолет следовал по маршруту Афины — Вильнюс. На борту находился редактор признанного в Беларуси экстремистским телеграм-канала «Беларусь головного мозга», бывший редактор оппозиционного телеграм-канала Nexta Роман Протасевич. Его задержали в Минске после посадки самолета.

В пресс-службе аэропорта Минск подтвердили, что поводом для экстренной посадки стало сообщение о минировании.  Издание strana.ua отмечает пилоты приняли решение о посадке самолета в Минске. Это подтверждается записью переговоров пилота самолета с диспетчером, а также заилением руководителя отдела коммуникаций Литовского международного аэропорта Лины Бейшены.

Однако на Западе заявляют о принудительной посадке самолета. В Госдепартаменте США заявили о «шокирующем акте, совершенный режимом Лукашенко», который поставил под угрозу жизни более 120 пассажиров, включая граждан США.  Дескать, «сообщения о причастности белорусских служб безопасности и использования военных самолетов для сопровождения самолета вызывают серьезную обеспокоенность и требуют полного расследования».

Примечательно, что в первом сообщении Госдепартамента не упоминается о законности или незаконности задержания оппозиционера. А в комментарии секретаря СНБО Данилова для interfax.com.ua, наоборот, не упоминается о принудительной посадке самолета. Данилов заявил, что именно задержание белорусского оппозиционного журналиста – «это открытый вызов всему демократическому миру».

 «Серьезная подковерная экономическая война»

Решение о запрете перелетов прокомментировал глава МИД Дмитрий Кулеба. «Это решение приведет к определенному увеличению прибыли Украины. Потому что авиакомпании ЕС и других стран мира, которые ранее пролетали над Беларусью и платили в бюджет соответствующее средства, теперь будут пролетать через Украину и, соответственно, будут платить транзитные средства нашему государству», – заявил он в телеэфире.

Отметим, что по маршруту Киев-Минск имелись транзитные рейсы авиакомпаний Turkish Airlines, LOT, Lufthansa. Кроме того, совершала прямые рейсы белорусская авиакомпания Belavia. По маршруту Минск – Киев было 35 рейсов в неделю, Минск – Одесса — 14 рейсов в неделю, Минск – Харьков — 5 рейсов в неделю, Минск – Львов — 7 рейсов в неделю. Кроме того, с территории Украины в Беларусь 4 раза в неделю летала запорожская авиакомпания «Мотор Сич». Пересадкой в Минске пользовались для авиапутешествий в РФ после запрета авиасообщения в 2015 году.

Политолог Алексей Якубин отмечает «сужение возможностей для большинства граждан» из-за решений властей. По его мнению, от запрета полетов в Беларусь и над Беларусью плюсов нет. «В сухом остатке для украинцев: Минус одна страна доступная для полетов. Удорожание перелетов в Балтию и в Скандинавию. Усложнение логистики. Ухудшение отношений с дружественной страной-соседкой», — перечислил он в Facebook.

Блогер Вячеслав Чечило иронизирует: «Войны добра со злом приводят в итоге к тому, что регион в целом теряет транзитные потоки, долю в мировой экономике и геополитическое значение».

Государственного предприятия по обслуживанию воздушного движения «Украэрорух» сообщает, что ведется срочная работа по возвращению из Беларуси украинских граждан.

«Мининфраструктуры совместно с МИД и Госпогранслужбой прорабатывают пути для оперативного возвращения граждан Украины из Беларуси», – сказано в сообщении.

Гражданам советуют обратится дипломатическое учреждение Украины, связываться к контакт-центром МИД.

Директор Украинского института будущего Вадим Денисенко прогнозирует, что после закрытия неба для Беларуси со стороны Украины и отсутствия каких-то более серьезных санкций со стороны ЕС, начнется «серьезная подковерная экономическая война»

«Минэнерго наконец-то должен начать программу по постепенному увеличению производства топлива в Украине, чтобы через несколько лет выйти из полной зависимости от российско-белорусского топлива. Также необходимо отказаться от белорусской электроэнергии», — написал он в Facebook.

В прошлом году доля Беларуси в балансе украинского рынка бензина составила 36%, а дизельного топлива – 35,4%. Кроме того, Украина импортирует электроэнергию, и только в течение неполного месяца мая закуплено электроэнергии на 11 млн гривен.

В 2019 году товарооборот между Украиной и Беларусью составил, согласно белорусской статистике, 5,8 млрд долларов. При этом экспорт украинских товаров в Беларусь составил почти 1,7 млрд долларов, а поставки белорусских товаров на рынок Украины — около 3,7 млрд долларов.

В 2020 году товарооборот между двумя странами составил 4,5 млрд долларов. Кроме нефтепродуктов Беларусь поставляет в нашу страну удобрения, трактора, грузовики и шины. Из Украины в Беларусь идет сельскохозяйственная и продовольственная продукция, вагоны, лекарства и сталь.

 

Читайте также по теме