На днях Исламская Республика Иран (ИРИ) в очередной раз предложила официальному Киеву откомандировать в Тегеран специальную комиссию, членам которой предстоит провести совместную с иранскими коллегами работу по расшифровке «черных ящиков» украинского самолета Boeing-737, сбитого месяц назад в небе над пригородом столицы Ирана. Одновременно власти этой страны, ссылаясь на положения Международного авиационного устава, категорически отказались отдавать Киеву указанные бортовые самописцы, а мировое сообщество не получает практически никакой информации о ходе следствия по данному делу. По мнению аналитиков, ИРИ фактически заняла выжидательную позицию, пытаясь найти хоть какие-то обстоятельства, смягчающие вину Корпуса стражей Исламской Революции (КСИР) в произошедшей трагедии. Впрочем, в данном конкретном случае время работает явно не на Тегеран.
Сразу стоит оговориться. Уже через неделю после катастрофы иранское руководство заявило, что готово активно сотрудничать с международными экспертами в деле установления всех подробностей катастрофы рейса PS752 «Тегеран – Киев», сбитого двумя ракетами КСИР 8 января нынешнего года неподалеку от тегеранского аэропорта имени имама Хомейни. Предполагалось, что помимо самого Ирана, а также Украины, в процесс активно включатся представители Канады, США, Франции и Германии (эти страны обладают необходимыми техническими средствами). Правда, соответствующая перспектива для американских экспертов отпала практически сразу же: впоследствии Иран посчитал, что отдельные факты могут содержать военную тайну ИРИ, знать которую Вашингтону, мягко говоря, не стоит. Под определенное сомнение было поставлено и участие французской стороны – на данный момент в Париже подчеркивают, что официальных запросов или тем более просьб правительство Пятой Республики не получало. После того, как Оттава завершила работы по идентификации тел своих граждан, погибших в результате авиационного инцидента, канадские чиновники поставили под сомнение целесообразность своей работы в ИРИ в данной сфере.
Таким образом, «активная фаза» расследования легла на плечи экспертов Ирана. Согласно официальной информации, местная следственная комиссия уже доказала, что трагедия над Тегераном была «несчастным случаем, вызванным роковой ошибкой». Дескать, нерадивый диспетчер КСИР принял украинский гражданский лайнер за американский боевой истребитель, и выпустил по нему сразу две ракеты. В этой связи Тегеран, номинально признав свою вину, пообещал наказать всех лиц, виновных в катастрофе, и предложил выплатить семьям всех 167 пассажиров и 9 членов экипажа, включая 11 украинцев, по 80 тысяч американских долларов. Кстати, как заявил 2 февраля Президент Украины Владимир Зеленский, Киев будет добиваться существенного увеличения указанной суммы.
Дальше – больше. В ходе проведенных более детальных следственных мероприятий стало известно, что пресловутое подразделение ПВО Корпуса знало о том, что самолет, попавший на радары КСИР, является гражданским лайнером, но почему-то уже отданный приказ об уничтожении самолета в тот момент отменить никто не удосужился. По некоторым данным, сначала оказавшимся в распоряжении нашей страны, а затем попавшим в Сеть, пилоты летевшего неподалеку иранского пассажирского самолета увидели вспышку на земле (первую запущенную ракету, — Авт.) и связались с диспетчером. Наземная служба заверила иранских летчиков, что лайнеру ИРИ «ничто не угрожает».
Обнародование этой информации, в свою очередь, вызвало явное раздражение Тегерана. Как заявил руководитель отдела расследований происшествий при Организации гражданской авиации ИРИ Хасан Резайефар, подобная утечка данных в значительной степени «повлияет на взаимоотношения Украины и Ирана». «По всей видимости, Резайефар подразумевает, что даже в том случае, если Киев пришлет своих экспертов для расшифровки «черных ящиков», украинские специалисты получат ограниченный доступ к данным, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский правозащитник Александр Митц. – Получается некий замкнутый круг: Запад не может участвовать в расследовании, Украина не может рассчитывать на полную откровенность иранских партнеров, а ИРИ, что называется, не хочет торопить события – в данном случае – спешить со следствием в целом и выводами в частности».
Тем временем, свою заинтересованность в ускорении темпов расследования крушения украинского лайнера выразила Организация Объединенных Наций.