Андрей Кислов
17:00 11/11/2016

Замминистра vs госсекретари: на грани паралича власти

Должность госсекретаря уже вводилась 15 лет назад, что по экспертному мнению, «создавало конфликт двух центров власти в системе правительства». Теперь заместителей министров  назначают непублично и без конкурса, а у госсекретарей урезают функции еще до их назначения.

Хорошо забытое старое

Правительство приняло решение об объявлении конкурса на занятие вакантных должностей Государственного секретаря Кабинета Министров Украины, его первого заместителя и четырех заместителей.

После вступления в силу нового закона о госслужбе в министерствах появятся (ориентировочно в начале 2017 году) государственные секретари, который будет руководить работой аппарата. Госсекретарь не будет меняться при смене министра. Он назначается на пять лет в результате независимого от министра открытого конкурса, но может быть смещен по ходатайству министра. Сам же министр может влиять только на назначение своих заместителей, а также утверждать структуру и численность аппарата, но аппарат, организация кадровых конкурсов и назначений, переходят в ведение госсекретаря.

Подобная практика существовала во времена Президента Леонида Кучмы, но  была отменена из-за неэффективности. Так, должность госсекретаря Кабмина была введена в 1999 году. А в 2001 Л. Кучма назначил госсекретарей в министерствах. Госсекретари  были независимы от министров  и выполняли  большинство административных и организационных функций. Министрам же отдали функцию постановки «стратегических» задач, которые затем реализовывали госсекретари.

Однако уже в 2003 году эти должности были упразднены. Примечательно, что этот шаг официально объяснялся «приближением системы и состава руководства центральных органов исполнительной власти к европейской модели государственного управления».

А политик Николай Томенко тогда констатировал, что  «нужно было просто сказать, что институт госсекретарей оказался неэффективным в украинских условиях, потому что создавал конфликт двух центров власти в системе правительства».

Еще в 2003 году Н. Томенко отмечал, что  закон о Кабинете министров никогда не предусматривал института госсекретарей. Новый закон о Кабмине, предполагающий  такую должность не принят. Более того, такая должность не предусмотрена Конституцией.

Статья 114 Основного закона указывает: « В состав Кабинета Министров Украины входят Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министр, министры». Так отмечал в эпоху Кучмы,  институт был неконституционным элементом в системе управления:

«Концептуально институт госсекретарей лишний, потому что он создавал проблемы для самостоятельности и влиятельности правительства и создавал параллелизм и дублирование», — заявлял в эпоху Кучмы Н. Томенко.

Теперь власть наступает на те же грабли. Кроме госсекретаря Кабмина, планируется введение  государственных секретарей Министерства иностранных дел, Министерства молодежи и спорта, Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц, Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения, Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерства социальной политики, Министерства юстиции и Министерства обороны.

Подводные камни

Директор аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев напоминает, что  во времена  Л. Кучмы, между госсекретарями и министрами возник конфликт интересов.

«После введения госсекретарей стало ясно, что каждый из них может саботировать решение министра, если оно противоречит интересам какой-либо финансово-промышленной группы. А там, где госсекретарями стали не бывшие заместители министров, а люди со стороны, возникали конфликты,  и работа ряда министерств была частично парализована. Поэтому очень скоро Кучма подчинил госсекретарей министрам, а затем упразднил должность», — рассказал эксперт.

Отметим, что в нынешней ситуации такой «спасательный круг» как переквалификация замминистра в госсекретаря стал невозможен. Госсекретарь   относится к госслужащим категории  «А» — высший руководящий аппарат, а заместитель министра вообще не считается госслужащим. Он относится к так называемому политическому блоку команды министерства.

При этом если министра публично  назначает коалиция депутатских фракций в Верховной Раде, то кандидатуры заместителей могут оказаться сюрпризом. К примеру, заместителем министра внутренних дел Украины по вопросам евроинтеграции стала 24-летняя Анастасия Деева. Она назначена распоряжением КМУот 26 октября.  Пишут, что и в VIи VIIсозывах Верховной Рады она числилась  помощницей депутата от Партии регионов Леонида Кожары, а после того, как он возглавил МИД в правительстве Николая Азарова, некоторое время числилась помощником «регионалки» Елены Нетецкой (близкой соратницы покойного экс-премьера Крыма Василия Джарты).

Затем девушка жила в Стокгольме и «занималась зелеными технологиями». А в МВД она взялась за реформу пожарной службы. Назначение вызвало ироничные замечания. Так, нардеп Сергей Власенко в шутку предложил назначить замминистра МВД свою десятилетнюю дочку, у которой «точно  нет юридического образования».

Его ирония небезосновательна – заместители министра ни конкурса не проходят, ни закону о госслужбе не подчиняются — фактически могут заниматься бизнесом, политической агитацией и т.п., что госслужащим строжайше запрещается.

Вообще госсекретари, по задумке, должны выполнять закон о госслужбе и обеспечивать работу ведомства. Но еще до их назначения 12 августа в Верховной Раде зарегистрировали законопроект №5028.  Автор  законодательной инициативы — премьер-министр Владимир Гройсман.

Своим законопроектом глава правительства лишает госсекретаря части полномочий, предлагая  вернуть министру функцию назначения на должность и освобождения от должности руководителей предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере управления соответствующего министерства.

Читайте также по теме