Денис Гонтарь
06:02 12/09/2013

Заморские дорожники обирают украинцев

Отечественные водители лишь во сне могут себе представить, что едут на машине по гладкой дороге без выбоин. Здесь на ум приходит фраза героя Евгения Жарикова из фильма «Три плюс два»: «Дороги потрясающие, как в Крыму…». Это они были потрясающими тогда, 50 лет назад, когда снимался фильм, а сегодня и Крымский полуостров «воет» от колдобин на автомагистралях.  Ныне многие дороги в Украине начали строить не отечественные специалисты, а зарубежные. Казалось бы, в стране безработица, нужно создавать рабочие места для своих, но многомиллионные заказы уходят за бугор… «ГолосUA» решил выяснить, почему так происходит?

НАШИ РАБОЧИЕ НЕ ХУЖЕ ИНОСТРАННЫХ

Еще перед Евро-2012 чиновники на высшем уровне начали ломать голову, как показать иностранцам, приученным к отменным дорогам, наши убитые магистрали. В итоге во многих уголках страны начались масштабные реконструкции автодорог. К примеру, на капремонт столичного проспекта Бажана были потрачены сотни миллионов гривен. А ремонт проводили не наши дорожники, штат которых по всей стране просто огромен, а турецкая компания. Уже в этом году в Киеве проходит реконструкция проспекта Победы. И снова этим занимаются турки. Почему же так происходит: неужели ли наши строительные дорожные компании не в состоянии справиться с задачей?

«Отечественные специалисты не имеют современных технологий, в отличие от иностранцев, — объяснил директор Центра политических студий и аналитики Виктор Таран. — Потому и приходится платить миллионы гривен туркам, а в развитие украинских технологий мало кто вкладывает средства».

Но на том же проспекте Победы используются не только технологии из Турции, но и рабочие данного государства. Причем, будем откровенны, для труда типа «принеси-подай» не нужно особой квалификации и модернизированного оборудования.

«Конечно, в том, что используются зарубежные технологии, нет ничего страшного, но вот что наших рабочих не привлекают, — это уже проблема, — заявил заместитель главы Национального форума профсоюзов Украины Григорий Кабанченко в комментарии "ГолосUA". — Пусть заходят иностранные компании, если их технологии лучше и качество дорог в итоге будет повышаться. Однако нужно еще во время проведения тендера на ремонт магистралей ставить вопрос, чтобы 95% рабочих на объекте были нашими! Ведь украинцы  трудятся по всему миру и их квалификация ничем не хуже, чем у  иностранных коллег. Просто Турция думает о своих рабочих, а Украина нет».

В качестве примера наш собеседник привел Китай, который всегда предоставляет работу в первую очередь своим гражданам. «Китайцы дают кредиты другим странам на строительство чего-либо не просто так, а прописывают в договоре, чтобы в этих работах использовались технологии КНР и ее рабочая сила», — добавил замглавы Национального форума профсоюзов Украины.

А ТЕХНОЛОГИИ НИКОМУ НЕ НУЖНЫ

Некоторые эксперты считают, что и наши автодоры могут строить хорошие дороги. Но при одном условии: если будут соблюдаться технологии.

«Вопрос качества дорог заключается именно в этом, — уверен эксперт общественной кампании «Евро-патруль» Вячеслав Коновалов. – Скажем, еще лет 30 назад технологии строительства дорог соблюдались. Если, к примеру, было написано, что нужно стелить три слоя асфальта, то это условие выполнялось. Были проверяющие организации, которые в случае чего и спрашивали с нарушителя. А что сейчас? Недавно показывали дорогу на въезде в столицу. Там нет последнего слоя асфальта! Однако чиновники-дорожники отрапортовали, что магистраль готова на 90%…»

И таких случаев – не счесть! Недавно рабочие, строящие дороги на Львовщине, конфиденциально рассказали нам, каким образом удается «подзаработать» и тем самым нарушить даже качественные зарубежные технологии.

К примеру, иностранцы на компьютере выставили все параметры: сколько нужно положить асфальта и на какой ширине дороги. Но когда за руль сели наши, то сразу придумали, как выкладывать меньшую толщину дорожного покрытия. Для этого специальной машине просто приспустили колеса, и таким образом зазор между дорогой и лентой, с которой «льется» магистральная смесь, стал меньше. Компьютер не увидел обмана, но асфальт был сэкономлен и, естественно, потом ушел «налево».  

Впрочем, отдельная тема в ремонте наших дорог – это тендеры, во время которых решается, кто будет латать магистрали. По словам Виктора Тарана, например, победитель тендера выполняет работы по ремонту с помощью подрядной фирмы, через которую «сливаются» деньги. И порой откаты в этом деле составляют 40-50% от сметы на ремонт дороги, из-за чего латание украинских магистралей получается «золотым».

Наш собеседник рассказал о недавнем эксперименте. Он обзванивал различные фирмы и узнавал, сколько будет стоить строительство дороги. «Я выбрал практически самый дорогой асфальт и вписал требования к дорожному покрытию, как это записано в государственных дорожных службах. В итоге стоимость строительства одного квадратного метра дороги мне оценили в 100 грн. Причем, как мне сказали, там уже был заложен откат. Точно такую же дорогу «Укравтодор» строит почему-то по 500 грн за квадратный метр», — заявил эксперт.

«Если учесть, что коммунальные и государственные предприятия выведены из-под действия закона о государственных закупках, есть мнение, что это готовилось на высшем уровне во власти. Поэтому коррупционных нарушений в этом деле контролирующие органы и не выявляют», — заявил Виктор Таран.

Подтверждением этому может являться и то, что милиция не всегда доводит дела о растрате казенных денег на ремонт дорог до логичного завершения.

«У нас сейчас так: в начале года прокуратура нашла нарушений в дорожном хозяйстве аж на 200 млн грн. Но когда мы начали разбираться, то по судам было доказано только 16 млн грн растрат. Это судебные дела, которые находятся на финальной стадии.  А другие дела на  десятки миллионов гривен еще находятся в апелляционных судах и не факт, что вина дорожников будет доказана», — заявил Вячеслав Коновалов.

Читайте также по теме