Министерство внутренних дел Украины разработало и вынесло на рассмотрение Кабмина и парламента новый законопроект, целью которого является «резкое снижение уровня дорожно-транспортных происшествий и смертности на дорогах». Новый документ предусматривает резкое ужесточение ответственности за нарушение правил дорожного движения и игнорирование элементарных условий безопасности при эксплуатации всех без исключения видов транспорта. Отдельные пункты касаются норм поведения пешеходов на особо опасных участках трасс и перекрестках. Авторы идеи уже предположили, что нововведение вызовет в обществе неоднозначную реакцию, а посему призвали все заинтересованные стороны приобщиться к обсуждению ее сильных и слабых сторон.
Одновременно и поводом, и причиной кардинального изменения в ПДД послужила более чем мрачная статистика. Согласно официальной информации, обнародованной по каналам МВД, за минувший год в авариях погибли около 5 тысяч человек; еще более 40 тысяч получили ранения различной степени тяжести. Помимо прочего, только в 2012-м под колесами автомобилей оказались 8 тысяч пешеходов, из них полторы тысячи от полученных травм скончались. «Эта статистика напоминает сводки с театра военных действий, — сказал ГолосUA социолог Андрей Потапенко. – Вполне естественно, что наступило время серьезно пересмотреть действующие правила и нормы; в противном случае можно будет говорить о демографической катастрофе».
Сразу следует оговориться. Законопроект, разработанный лучшими экспертами министерства, не претендует на статус «панацеи от смертности на дорогах». «В нем нет ничего революционного, — подчеркнул в эксклюзивном интервью ГолосUA начальник Центра безопасности дорожного движения и автоматических систем МВД Украины, генерал-майор милиции Сергей Будник. – Этот документ основан на практике, активно используемой передовыми европейскими странами, и эффективность такой практики доказана. Основной его посыл – разъяснение и предупреждение; люди должны понимать, что некое ужесточение правил осуществляется в целях их же безопасности».
Итак, в чем же суть новой редакции дорожных правил? В частности, в ведомстве предложили обязать водителей транспортных средств (ТС) включать в дневное время суток габаритные огни и фары авто. Эксперты уверены, что подобная мера позволит в разы повысить внимательность пешеходов, переходящих улицы даже на разрешающий сигнал светофора. Кроме того, будет регламентирован проезд машины под знак «Внимание, дети!» — скорость ТС в зоне действия указателя планируется сократить до 5 километров в час. Отдельным пунктом в плане стоит запрет на использование автомобилей, микроавтобусов или автобусов, не имеющих так называемых «сезонных шин» — нарушителей ждут крупные штрафы. При исправлении неполадок в системе авто на городских улицах и шоссе водитель обязан будет надевать оранжевый или ярко-желтый жилет, а те же пешеходы, двигающиеся по шоссе – иметь на одежде светоотражающие элементы. Дальше – больше. Согласно изменениям и дополнениям к статье 16-й Закона «О дорожном движении», для водителей вводится запрет на использование мобильных телефонов, не оснащенных системой «hands free». В этом же примечании аннулируется действие специальных удостоверений и карточек – отныне на инспектора не должны производить впечатление никакие служебные документы. Кстати, относительно именно этого новшества уже возникла настоящая полемика: скептики в один голос заявили, что «оно не сработает»: при составлении административного протокола на милиционера по-прежнему будет оказываться давление. Специальным постановлением планируется ввести штрафы за: нанесение на стекло авто цветной пленки, установление нелицензионного опознавательного знака такси («шашечки»), использование рекламы, не оплаченной в налоговой службе, а также несанкционированный монтаж специализированной техники («мигалки» и «крякалки»).
Сумма штрафов в зависимости от категории правонарушения по данным пунктам составит от 680 до 2550 гривен. Любопытно, что для «штрафников» будет создана так называемая Единая база данных – на сегодняшний день у МВД ее попросту нет. Лиц, регулярно попадающих в подобные «черные списки» предложено на время лишать водительского удостоверения.
По мнению специалистов, министерский проект еще должен доказать свою жизнеспособность. «Я, в принципе, поддерживаю большинство нововведений, которые хотя бы в теории обеспечивают безопасность дорожного движения, но тем не менее, считаю, что во всем многообразии вариантов необходима градация важности этих правил, — сказал ГолосUA автомобильный эксперт Алексей Мочанов. — Их необходимо расставить по приоритетам. Я не думаю, что светоотражающий жилет – номер один в этом списке; после Евро-2012 наша страна превратилась в Афро-2013: после того, как сошел снег, проявились все дефекты наших дорог, и просто не хватит жилеток, дабы одеть в них всех водителей, меняющих на трассах пробитые колеса». По словам, Мочанова, эту проблему нужно решать в комплексе, и в первую очередь заняться восстановлением дорожного покрытия. «Безусловно, если водитель не реагирует на знак «Осторожно, дети!», его следует наказывать, но равно стоит наказывать и тех, кто не следит за состоянием дорог и разметок на них, а также своевременную установку и демонтаж предупредительных табличек- подчеркнул, в частности, он. – И это наказание должно быть не меньшим, чем за отсутствие оранжевого жилета или светоотражателя на курточке».
Предполагается, что обсуждения по новому законопроекту начнутся уже в начале февраля. В случае его принятия ПДД ждут кардинальные изменения, жизнеспособность и эффективность которых будет доказывать сама жизнь…