Запрет оппозиционных телеканалов, по экспертному мнению, вызван тем, что в ближайшее время будут приняты кардинальные решения, «которые власть не хочет, чтобы эти каналы освещали». А Президент анонсировал судебную реформу.
«Телеканалы выключил господин Зеленский, а не кто-то там»
Президент Владимир Зеленский, ссылаясь на решение Совета нацбезопасности и обороны (СНБО), на 5 лет ввел запрет на работу трех телеканалов — ZIK, NewsOne и 112 Украина.
На следующий день посольство США заявило о поддержке такого решения, а Евросоюз заявил, что такие шаги законны, но они не должны происходить за счет свободы СМИ. Президент Владимир Зеленский встретился с послами стран G7 и Евросоюза и рассказал им, что решение не является эмоциональным, «оно вызревало и готовилось уже длительное время на основе информации многих украинских государственных органов».
Политолог Алексей Якубин отметил: «Смешно и грустно читать оправдания ситуации с телеканалами — что вот послы там сказали, одобрили. Ну, во-первых, этих послов мы не выбирал и нас они не представляют. А вот наши политики, и в особенности должностные лица — это другое дело. Они обязаны находиться в пределах Конституции и законов нашей страны»
Политолог отметил, что запрет работы телеканалов произошел без судебной процедуры, без предоставления общественности всех доказательств.
«Вы представляете президента Франции, который своими указами закрывает СМИ? Или правительство Германии своими постановлениями? Я нет. Там работают институты и суда. И есть права», — написал Якубин в Facebook.
Примечательно, что на встрече с послами G7 и ЕС Президент пообещал реформирование судебной власти. Ранее эксперты били тревогу о нарушении «Слугами народа» договоренностей с G7 и ЕС по судебной реформе, сообщали в eurointegration.com.ua.
Теперь Президент Владимир Зеленский заверил послов о шагах по реформированию судебной ветви власти и подготовке Стратегии развития судебной системы на 2021-2025 годы.
Накануне Глава государства выступил с заявлением, что запрет телеканалов был коллегиальным решением. «Коллегиальное и юридически мотивированное решение о санкциях в отношении физического и юридических лиц принято сразу после того, как были зафиксированы и обсуждены конкретные основания для этого. Благодарен членам Совета национальной безопасности и обороны за ответственную и быструю реакцию», — заявил он.
Однако Президент несет персональную ответственность, утверждает адвокат Максим Могильницкий. «Верховный суд принял решение, в котором разъяснил, что вовсе не СНБО, а лично Президент несет ответственность за введение санкций. То есть, оппозиционные телеканалы нам выключил господин Зеленский, а не кто-то там», — написал адвокат в Facebook.
Он отметил, что Верховный суд не вправе оценивать за Президента обоснованность санкций, а это значит, что лишь нарушение процедуры введения может стать основанием для их отмены.
Таким образом, санкции будут действовать. «Отменить их весьма и весьма непросто», — считает адвокат. «Но с каждым днем президентские фортели все больше напоминают сюжеты из книги под названием Уголовный кодекс», — отмечает он.
Могильницкий подчеркивает: с точки зрения действующего законодательства имеем акт незаконной и внесудебной расправы, цензуру и вопиющее нарушение права на свободу слова. По его словам, Офис Президента не имеет возможности закрыть оппозиционные телеканалы в соответствии с законом.
«Судебных решений, подтверждающих распространение каналами недостоверной информации, в природе не существует. Решений, подтверждающих разжигание ими вражды и ненависти – тоже. Даже лицензии в рамках закона их лишить не смогли. Хоть и пытались», — указывает адвокат.
«Юридическая чистота решений тоже имеет значение»
Максим Могильницкий отмечает, что поводом для введения санкций в отношении телеканалов стало постановление Верховной Рады прошлого созыва от четвертого октября 2018-го. «Приняли его аккурат накануне президентских выборов. А ведь именно эти каналы тогда поддерживали Зеленского и «мочили» Порошенко», — напоминает он.
В том постановлении Верховная Рада обратилась к СНБО с просьбой ввести санкции против двух телеканалов, 112 Украина и NewsOne. Но экс-президент Петр Порошенко не пошел на это. Как он сейчас утверждает, могла быть поставлена под сомнение честность и прозрачность президентских выборов 2019 года.
Порошенко констатирует, что законодательство запрещает санкции против украинских физических и юридических лиц, кроме как за причастность к финансированию терроризма. «Юридическая чистота решений тоже имеет значение, пусть не для украинских судов, а для Европейского суда так точно», — отмечает экс-президент.
Тем не менее, постановлением 2018 года, в котором телеканалы обвиняются в «признаках подражания дискурсивным практикам российской имперско-шовинистической пропаганды», воспользовался Владимир Зеленский. Глава государства пояснил запрет телеканалов «борьбой в информационной войне за правду и европейские ценности».
Адвокат Максми Могильницкий иронизирует: «Ох уж эта информационная война! Понятие, которого нет в законодательстве. Означает все, что угодно и абсолютно ничего. Президент, например, считает, что любая критика власти есть элемент информационной войны. Если все пройдет без шума и пыли, то я даже не знаю, чего ждать от Президента в следующий раз».
По словам политолога Руслана Бортника, запрет телеканалов имеет смысл, только в том случае, если в ближайшее время будут приняты какие-то кардинальные решения, которые власть не хочет, чтобы эти каналы освещали. «Даже если это политическая игра власти и оппозиции, чего исключить нельзя, она подрывает конституционные принципы нашего государства», — написал он в Facebook.
Любопытно, что накануне запрета телеканалов, блогер Вячеслав Чечило иронизировал: «Зеленский что-то пообещал Западу – что-то большое. Это чувствуется по тому, как в последние пару месяцев изменился тон «наших партнёров». Это больше не холодное презрение – чувствуется вовлеченность и даже симпатия».
Блогер задавался вопросом: что именно пообещал Зеленский? «Видимо, — всё то, что Запад тут пока еще не контролировал. Но, если внимательно читать заявления иностранных чиновников, похоже, в первую очередь судебную систему, включая Конституционный суд», — допустил он.
Теперь, на встрече с послами стран G7 и Евросоюза речь, шла именно о судебной реформе. «Особое внимание во время встречи было уделено судебной реформе и урегулированию ситуации, сложившейся в связи с решением Конституционного Суда Украины», — сообщил Офис Президента.
Известно, что 25 января послы G7 обнародовали дорожную карту судебной и антикоррупционной реформы в Украине. В ней, в частности, речь шла об ужесточении наказания за недостоверное декларирования имущества чиновников, ослабленное после осеннего решения Конституционного суда.
«В частности, мы считаем, что необходимо принять срочные меры для того, чтобы 1) восстановить правовые нормы по борьбе с коррупцией, которые недавно были признаны неконституционными, с обеспечением надежной правовой основы; 2) не допустить в будущем причинения вреда со стороны КСУ», — цитирует eurointegration.com.ua. В документе были изложены рекомендации по работе Конституционного суда, Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей, общественного совета добродетели, Верховного суда.
Владимир Зеленский пообещал большое количество законопроектов, последовательных шагов, которые приведут к очищению судебной власти в Украине.
«Завтра, после совещания со мной, с Комиссией по правовой реформе, мы будем понимать сроки выполнения всех этих шагов и готовиться к публичной презентации судебной реформы в Украине», –заверил послов Президент.