Крен в сторону национализма привел нынешние власти к проблемам с соседями, отмечают эксперты. По их мнению, польские инициативы убавит популярности идеологии, от которой украинская власть не прочь дистанцироваться накануне выборов -2019.
«Черный список» уже существует
В ночь на 1 февраля верхняя палата польского парламента Польши — Сенат – приняла законопроект об изменениях в закон об Институте национальной памяти, предусматривающей запрет пропаганды «бандеровской идеологии». Теперь документ ждет подписи Анджея Дуды. Он в свою очередь обещает «тщательно проанализировать» запрет идеологии «бандеризма». Однако эксперты констатируют охлаждение отношений независимо от судьбы законопроекта.
Так политолог Алексей Якубин полагает, в Польше идет процесс создания списка «не въездных» украинских политиков.
«А для наших политиков попасть в список не въездных в Европу и в Польшу, в частности, означает поставить крест на многих их желаниях и перспективах», — считает он.
Эксперт прогнозирует введение персональных санкций против части украинских политиков, в том числе и тех, которые входят в состав парламента.
«Формально, у Евросоюза нет такого списка, но Польша сама, через внутреннюю карту, введет список не въездных лиц, и речь идет уже не о том секретном списке, о котором было известно ранее», — пояснил он.
Напомним, 2 ноября 2017 года министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский заявил, что Польша намерена запустить процедуру, которая не позволит въехать в страну украинцам, «демонстративно надевающим мундиры дивизии СС «Галичина».
18 ноября 2017 польские пограничники не пустили в страну ответственного секретаря Государственной межведомственной комиссии по делам увековечения памяти участников антитеррористической операции, жертв войны и политических репрессий Святослава Шеремета. Ему сообщили, о запрете на год въезда в Польшу и Шенгенскую зону, хотя имелась виза, выданная Германией. Чиновник стал первым украинцем из так называемого «черного списка», которого не пустили в Польшу.
13 декабря в ходе визита в Украину польского президента Анджея Дуды было объявлено, что лидеры Украины и Польши договорились сократить «черный список», но о полной его отмене речь не шла.
1 января Польша стала непостоянным членом Совета Безопасности ООН от стран Восточной Европы, сменив в Совбезе Украину. 16 января Варшава зарегистрировала в Совете Безопасности ООН проект резолюции о признании актов геноцида, проводившихся украинскими националистами против поляков в годы Второй мировой войны.
В документе говорится, что, действуя на основании главы VII Устава ООН, Польша требует запрета деятельности организаций украинских националистов, в частности ОУН, УНА-УНСО, «С14», СНА, ВО «Тризуб» им. Степана Бандеры, УНС.
А 26 января нижняя палата парламента Польши — Сейм — принял закон о запрете пропаганды «бандеровской идеологии». За него проголосовали большинство депутатов — 279 из 414.За отрицание преступлений украинских националистов предусмотрен штраф или лишение свободы на срок до 3 лет.
«Власти вынуждены сделать вывод»
В МИД Польши объяснили, что новый закон касается только тех лиц, которые публично и вопреки фактам отрицают преступления, совершенные коллаборационистами нацистского режима.
Директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович уже призывал Верховную Раду обратиться к польским коллегам с заявлением о недопустимости принятия поправок, запрещающих «бандеровскую идеологию».
Также он выступил с разъяснением, что польский закон может распространяться не только на территорию самой Польши.
«Ответственность распространяется не только на граждан РП, но и на иностранцев, которые даже не находятся на территории Польши (статья 55 b). То есть, написал /сказал что-то неправильное с точки зрения польской власти, даже не на территории Польши, ИНП (польский институт национальной памяти- Ред.) возбуждает уголовное дело, а дальше даже через Интерпол можно подавать запросы на экстрадицию», – написал Вятрович в своем Facebook.
Алексей Якубин полагает, что написанное может коснуться самого Вятровича, которому как минимум запретят въезд в Польшу.
«В первую очередь, под этот запрет попадает действующий украинский политический класс, Украинский институт национальной памяти с его директором и почти всеми сотрудниками, часть праворадикальных сил, типа партии «Свобода». Это будет внушительный список», — сказал политолог.
Он считает, что украинские политики первыми дали для этого повод, приняв в Верховной Раде 9 апреля 2015 года закон «О правовом статусе и чествовании памяти участников борьбы за независимость Украины в ХХ веке».
Напомним, 22 июля 2016 года польский Сейм официально признал геноцидом массовые убийства поляков, которые совершили украинские националисты на территории Волыни, Восточной Галиции и юго-восточных воеводств II Польской Республики в период 1939–1945 гг.
«Польша может выборочно к тому или иному депутату, голосовавшего за закон о героизации, также применить эту норму. Или применить эту норму к местным чиновникам, например, в Киеве, которые голосовали за переименование Московского проспекта в проспект имени Бандеры», — считает Алексей Якубин.
Эксперт Андрей Головачев полагает, что власть дистанцируется от националистов. «Национализм — это почти во всех современных обществах и в Украине тоже — маргинальная идеология, не способная обеспечить массовую поддержку», — написал он в Facebook.
Эксперт напомнил, что во время президентских выборов 2014 года, когда уже развернулся конфликт на Донбассе, представители националистических партий Дмитрий Ярош и Олег Тягнибок набрали 0,7% и 1,1% соответственно.
«Это предел, из которого выйти им не удастся», — написал эксперт, отмечая, что у большинства националистических партий нет шансов пройти в парламент, «потому что они не в состоянии конкурировать на востоке Украины».
«В целом крен в сторону национализма привел нынешние власти к немалым проблемам в Европе. Поэтому власти будут вынуждены сделать для себя соответствующие выводы», — считает эксперт.