В Раде предлагают ввести уголовную ответственность за распространение недостоверных сведений, порочащих честь и подрывающих репутацию. По экспертному мнению, проект направлен на борьбу с политическими оппонентами власти перед выборами. И это не единственная подобная инициатива.
«Сажать за критику власти»
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины относительно установления ответственности за клевету.
Национальный союз журналистов Украины призывает бойкотировать этот законопроект. «БПП «поздравила» журналистов с Днем Свободы! 5 лет тюрьмы! Именно столько могут сидеть по тюрьмам журналисты, которые будут публиковать «клеветнические» материалы», — написал председатель НСЖУ Сергей Томиленко в Facebook.
Он указывает, что законодательную инициативу проявили три депутата от Блока Петра Порошенко: «генерал-лейтенант милиции Николай Паламарчук, экс-помощника которого арестовали по делу об убийстве Екатерины Гандзюк, вице-президент Федерации бокса Киева Артур Палатный и экс-руководитель ООО «Киевторгсервис» Олег Великин».
По мнению Томиленко, нардепы из БПП призывают сажать журналистов за критику власти. «Ибо для них и журналистские расследования, и язвительные комментарии — это же все клевета. Ни в одной цивилизованной стране такого нет!», — заявляет глава НСЖУ.
Отметим, что законопроект определяет клевету как «умышленное распространение заведомо недостоверных сведений, которые позорят честь и достоинство другого лица или подрывают его деловую репутацию».
Законопроектом предлагается ввести в Уголовный кодекс статью 151-2 «Клевета». За намеренное распространение порочащих сведений предусматривается штраф от двухсот до пятисот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (3400 – 8500 грн) или исправительные работы на срок до одного года, или ограничением свободы на срок до двух лет.
Те же действия, совершенные путем публичного демонстрирования в произведениях, в средствах массовой информации или в сети Интернет, по задумке авторов, должны наказываться штрафом в размере от пятисот до тысячи пятисот необлагаемых минимумов 8500-17000 грн или исправительными работами на срок от одного до двух лет, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет.
А если клевета сопряжена с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, тогда планируется наказывать «ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового».
Статья 61. Уголовного кодекса определяет ограничение свободы как наказание в виде содержания лица в уголовно-исполнительных учреждениях открытого типа без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора с обязательным привлечением осужденного к труду.
А статья 63 указывает, что наказание в виде лишения свободы заключается в изоляции осужденного и помещении его на определенный срок в уголовно-исполнительное учреждение закрытого типа.
Иными словами, за клеветническую публикацию в Интернете предусматривается «химия» в исправительном центре, а если в публикации говорится о воровстве — тюрьма.
«Заткнуть рот оппонентам»
Репрессивные проекты в отношении СМИ поступают в Раду не впервые. Так, 4 сентября парламентский комитет по вопросам информатизации и связи отправил на доработку законопроект №6688, который разрешит без решения суда блокировать сайты на 48 часов. В нем нашли недемократичные нормы, несогласующиеся с отечественным законодательством.
Однако, , что «информационный» комитет не является главным по законопроекту №6688. Главным определен комитет по вопросам нацбезопасности и обороны рекомендовал парламенту принять инициативу в первом чтении. Таким образом, резонансный проект еще могут отослать в сессионный зал. Тем более, что он был внесен в повестку дня Верховной Рады.
Ждет своей очереди законопроект о «введении основ финансовой прозрачности электронных средств массовой информации». Он содержит требование к электронным СМИ размещать на своем официальном сайте информацию о структуре собственности и отчет о финансовой прозрачности.
Политолог Андрей Золотарев отмечает, что только на больших телеканалах и в интернет-изданиях, живущих на западные гранты, можно соблюсти полную финансовую прозрачность. Остальные СМИ в Украине, по его словам, пребывают в «серой» зоне, независимо от того, кто их «отцы-основатели».
«В этом нет ничего удивительного, ведь если 60% экономики в стране находятся в «тени», почему иначе будет в СМИ?», — рассуждает политолог.
Он полагает, что используя «наличку» в собственных изданиях, представители власти намерены контролировать оппозицию и « заткнуть рот оппонентам за неимением весомых аргументов для честной политической борьбы».
Кроме того, Верховная Рада 4 октября уже приняла в первом чтении законопроект «о функционирования украинского языка как государственного». Обязательным для всех СМИ становится украинский язык. Газеты и журналы обязаны издаваться на украинском, но имеют право выходить и на других языках, при условии, что содержание полностью идентично украиноязычному оригиналу. А электронные СМИ должны иметь страницу на украинском языке, которая должна загружаться по умолчанию как стартовая.
Следить за соблюдением закона будет специально созданная Национальная комиссия по стандартам государственного языка и языковой «омбудсмен». За нарушение закона предусмотрены штрафы и, даже, уголовная ответственность.
Золотарев видит в законопроекте широкие перспективы для злоупотреблений в отношении прессы. «Если данный законопроект начнет применяться по полной программе, то он будет в дальнейшем генерировать конфликты на языковой почве. Поскольку в самом этом законопроекте изначально заложены возможности для злоупотреблений», — сказал он.
Политолог отмечает, что средства массовой информации выходят с прицелом на определенную аудиторию, на которую рассчитан язык публикаций. А новые нормы плохо отразятся на украинских СМИ, особенно в восточных областях страны, где интернет-пользователи могут перейти на чтение российских изданий.
Политолог Алексей Якубин считает, что языковой законопроект построен по логике «запретить, навязать, создать поляризацию в обществе».
«Если посмотреть на данный законопроект с точки зрения бизнеса, то очевидно, что есть расхождения между словами и делами власти. Она очень любит говорить о дерегуляции и упрощении. Однако, языковой закон создает контроль и регуляцию там, где это не нужно»,- говорит политолог.
В процессе подготовки ко второму чтению у депутатов родилась идея ввести языковые квоты для СМИ. Например: в течение первого года 25% украинского языка, второго — 35%, далее — 50%.
Но эксперты сомневаются, что подобная инициатива поможет выжить газетам. «Она, в первую очередь, осложнит жизнь журналистам», — говорит политолог Николай Спиридонов.