После переформатирования Госбюро расследований, Президент возьмется за антикоррупционные органы, считают эксперты. Они отмечают не столько усиление Главы государства, сколько борьбу групп влияния в его окружении.
«Соросята» теснят «коломойских»
Верховная Рада поддержала во втором чтении и в целом президентский законопроект о перезапуске Государственного бюро расследований (ГБР). Закон должен подписать Глава государства. Тотчас после вступления документа в силу, прекратятся полномочия директора ГБР Романа Трубы и его заместителей.
Заодно будет отменен коллегиальный принцип управления. Новый директор ГБР получит полномочия единоличного принятия решений, сам будет назначать заместителей и утверждать организационную структуру бюро без согласования с Кабинетом министров.
Меняется правовой статус ГБР. Теперь ведомство станет государственным правоохранительным органом, а не центральным органом исполнительной власти. Согласно заключению научно-экспертного управления Верховной Рады, в стране появится правоохранительный орган, который не сможет контролировать ни Кабмин, ни Рада.
Предлогом для такого «перезапуска» послужило то, что друг Романа Трубы Игорь Щербина попался на взятке в 150 тысяч долларов за обещание закрыть дело в ГБР. «Правая рука директора ГБР подозревается в получении взятки в размере 150 тыс. долларов. Еще один аргумент в пользу необходимости перезагрузить руководство Бюро. Эта организация создавалась как независимая и объективная. Жаль, если эти добрые намерения не оправдаются», — заявил Президент Зеленский в Facebook 3 декабря.
Следует отметить, что упомянутый Игорь Щербина вовсе не сотрудник ГБР, а экс-начальник главного следственного управления Генпрокуратуры. Роман Труба работал заместителем Щербины в Генпрокуратуре в 2014—2015 годах. По данным СМИ, они, якобы, кумовья.
Нельзя сказать, что обвинение во взятке постороннего лица было причиной «перезагрузки» ГБР. Этот скандал разгорелся в начале декабря, а президентский законопроект о «перезагрузке» ГБР уже прошел первое чтение 17 октября. Рада приступила к его рассмотрению во втором чтении 15 ноября.
19 ноября был создан анонимный Telegram-канал под названием «Трубу прорвало». Он принялся публиковать аудиозаписи разговоров человека с голосом, похожим на голос Романа Трубы. На записях обсуждаются дела «Приватбанка», подозрения Петру Порошенко и пр.
Сам Роман труба утверждает, что записи фальшивые. Однако, журналист Юрий Бутусов отмечает: «Записи разговоров выложены в таком объеме, что очевидно — это не подделка. Это реальная прослушка. Источники Цензор.Нет это подтверждают». Он назвал публикации «кассетным скандалом» президента Зеленского».
Дело в том, что на записях слышны указания, кого допрашивать, кого «подвесить», а кого «догонять». Человек с голосом Романа Трубы говорит о том, что выполняет команды главы Офиса Президента Андрея Богдана по закрытию определенных дел, или, наоборот, активизации.
Как известно, главу президентского Офиса связывают с олигархом Игорем Коломойским, у которого он ранее работал адвокатом. Блогер Вячеслав Чечило по этому поводу иронизирует: «Рада приняла закон о перезагрузке ГБР – Трубу отправляют в отставку. «Соросята» все активнее теснят «коломойских».
На место Романа Трубы прочили нынешнего заместителя генпрокурора Виктора Трепака. Якобы, этого добивается Генпрокурор Руслан Рябошапка, которого злые языки называют «птенцом Сороса» и связывают с группой влияния американских демократов.
Виктор Трепак ранее был заместителем главы СБУ и, по данным СМИ, пользовался поддержкой тогдашней демократической администрации США. Именно он передал в НАБУ так называемую «амбарную книгу» Партии регионов – которая стала основой дела против руководителя избирательного штаба Трампа Пола Манафорта, что использовали в своей кампании в 2016 году демократы.
«Ничем невозможно обосновать»
После 20 ноября к ГБР из Генпрокуратуры перешли расследования по уголовным делам против топ-чиновников. Согласно ч. 4 ст. 216 Уголовно-процессуального кодекса Украины, следователи ГБР осуществляют досудебное расследование преступлений совершенных высшими должностными лицами (Президентом Украины, полномочия которого прекращены, Премьер-министром Украины, членом Кабинета Министров Украины, директором НАБУ, Генеральным прокурором и т.д.), судьями , работниками правоохранительных органов, государственными служащими, должность которого относится к категории «А» (кроме расследования преступлений, связанных с коррупционными деяниями).
Тот же список должностей содержится в ч. 5 статьи 216 УПК Украины о подследственности Национального антикоррупционного бюро (НАБУ). Таким образом, НАБУ расследует дела против того же круга лиц, что и ГБР, только по другим статьям.
Ранее экс-генпрокурор Юрий Луценко высказывал мнение, что ГБР и НАБУ следовало бы объединить. Он даже заявлял, что «существование отдельно ГБР и отдельно НАБУ ничем невозможно обосновать».
Но пока законодательных инициатив по объединению нет. Спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков заявил: «Действительно у нас есть такая практика, когда у некоторых органов дублируются позиции. Однако по состоянию на сегодня я не думаю, что возможно и эффективно объединять ГБР и НАБУ».
Отметим, что в Уголовный кодекс вернули статью о незаконном обогащении. Предусмотрено лишение свободы на 5-10 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью до 3 лет в случае приобретения лицом активов, стоимость которых более чем на 6 млн 243 тыс. 250 грн превышает законные доходы.
По этому закону НАБУ получит право истребовать информацию не только у правоохранительных и госорганов, органов местного самоуправления, но и предприятий, учреждений, организаций — в том числе обязательные для декларирования сведения об имуществе, доходах, расходах, финансовых обязательствах. Со своей стороны, ГБР получит право запрашивать информацию для выявления необоснованных активов из автоматизированных справочных систем, реестров и баз данных, которые администрируют органы госвласти и местного самоуправления — в том числе информацию с ограниченным доступом.
Таким образом в противодействии коррупции задействованы и НАБУ, и ГБР. Хотя полномочия последнего значительно шире, ГБР не входит в созданную по требованию Запада вертикаль антикоррупционных органов: НАБУ, Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК).
По задумке, НАПК должны проверять чиновника или политика на предмет коррупции, НАБУ –расследовать, САП – выдвигать обвинение в суде. Судить должен Антикоррупционный суд.
В октябре Верховная Рада приняла закон, который меняет форму управления Национальным агентством по предупреждению коррупции (НАПК). Тогда форма управления НАПК была изменена с коллегиальной на единоличную. (Напомним, что нынешний генпрокурор Руслан Рябошапка в июне 2017 года ушел из НАПК с громким скандалом, обвинив главу органа в неэффективности работы)
Эксперты считают, что НАПК дело не ограничится — Президенту Зеленскому прочат изменения в антикоррупционных органах. Политолог Денис Гаевский поясняет: «Уровень доверия к НАБУ, как и к другим антикоррупционным структурам сильно упал. Это неудивительно, потому что бюджетное финансирование выделяется все больше, а их эффективность оставляет желать лучшего. Пока мы не видели от Зеленского перезагрузки НАБУ, но для того, чтобы взять рычаги упрвле6ния государством, Зеленскому придется идти на перезагрузку этих органов».