Андрей Кислов
17:00 03/12/2019

Зеленский без Трубы: ГБР переформатировали, впереди — НАБУ?

После переформатирования Госбюро расследований, Президент возьмется за антикоррупционные органы, считают эксперты. Они отмечают не столько усиление Главы государства, сколько борьбу групп влияния в его окружении.

«Соросята» теснят «коломойских»

Верховная Рада поддержала во втором чтении и в целом президентский законопроект о перезапуске Государственного бюро расследований (ГБР).  Закон должен подписать Глава государства. Тотчас после вступления документа в силу, прекратятся полномочия директора ГБР Романа Трубы и его заместителей.

Заодно будет отменен коллегиальный принцип управления.  Новый директор ГБР получит полномочия единоличного принятия решений, сам будет назначать заместителей и утверждать организационную структуру бюро без согласования с Кабинетом министров.

Меняется правовой статус ГБР. Теперь ведомство станет государственным правоохранительным органом, а не центральным органом исполнительной власти.  Согласно заключению научно-экспертного управления Верховной Рады, в стране появится правоохранительный орган, который не сможет контролировать ни Кабмин, ни Рада.

Предлогом для такого «перезапуска» послужило то, что друг Романа Трубы Игорь Щербина попался на взятке в 150 тысяч долларов за обещание закрыть дело в ГБР.  «Правая рука директора ГБР подозревается в получении взятки в размере 150 тыс. долларов.  Еще один аргумент в пользу необходимости перезагрузить руководство Бюро. Эта организация создавалась как независимая и объективная. Жаль, если эти добрые намерения не оправдаются», — заявил Президент Зеленский в Facebook 3 декабря.

Следует отметить, что упомянутый Игорь Щербина вовсе не сотрудник ГБР, а экс-начальник главного следственного управления Генпрокуратуры. Роман Труба работал заместителем Щербины в Генпрокуратуре в 2014—2015 годах. По данным СМИ, они, якобы, кумовья.

Нельзя сказать, что обвинение во взятке постороннего лица было причиной «перезагрузки» ГБР. Этот скандал разгорелся в начале декабря, а президентский законопроект о «перезагрузке» ГБР уже прошел первое чтение 17 октября. Рада приступила к его рассмотрению во втором чтении 15 ноября.

19 ноября был создан анонимный Telegram-канал под названием «Трубу прорвало». Он принялся публиковать аудиозаписи разговоров человека с голосом, похожим на голос Романа Трубы. На записях обсуждаются дела «Приватбанка», подозрения Петру Порошенко и пр.

Сам Роман труба утверждает, что записи фальшивые. Однако, журналист Юрий Бутусов отмечает: «Записи разговоров выложены в таком объеме, что очевидно — это не подделка. Это реальная прослушка. Источники Цензор.Нет это подтверждают».  Он назвал публикации «кассетным скандалом» президента Зеленского».

Дело в том, что на записях слышны указания, кого допрашивать, кого «подвесить», а кого «догонять». Человек с голосом Романа Трубы говорит о том, что выполняет команды главы Офиса Президента Андрея Богдана по закрытию определенных дел, или, наоборот, активизации.

Как известно, главу президентского Офиса связывают с олигархом Игорем Коломойским, у которого он ранее работал адвокатом. Блогер Вячеслав Чечило по этому поводу иронизирует: «Рада приняла закон о перезагрузке ГБР – Трубу отправляют в отставку. «Соросята» все активнее теснят «коломойских».

На место Романа Трубы прочили нынешнего заместителя генпрокурора Виктора Трепака. Якобы, этого добивается Генпрокурор Руслан Рябошапка, которого злые языки называют «птенцом Сороса» и связывают с группой влияния американских демократов.

Виктор Трепак ранее был заместителем главы СБУ и, по данным СМИ, пользовался поддержкой тогдашней демократической администрации США. Именно он передал в НАБУ так называемую «амбарную книгу» Партии регионов – которая стала основой дела против руководителя избирательного штаба Трампа Пола Манафорта, что использовали в своей кампании в 2016 году демократы.

«Ничем невозможно обосновать»

После 20 ноября к ГБР из Генпрокуратуры перешли расследования по уголовным делам против топ-чиновников. Согласно ч. 4 ст. 216 Уголовно-процессуального кодекса Украины, следователи  ГБР осуществляют досудебное расследование преступлений совершенных высшими должностными лицами (Президентом Украины, полномочия которого прекращены, Премьер-министром Украины, членом Кабинета Министров Украины, директором НАБУ, Генеральным прокурором и т.д.), судьями , работниками правоохранительных органов, государственными служащими, должность которого относится к категории «А» (кроме расследования преступлений, связанных с коррупционными деяниями).

Тот же список должностей содержится в ч. 5 статьи 216 УПК Украины о подследственности Национального антикоррупционного бюро (НАБУ). Таким образом, НАБУ расследует дела против того же круга лиц, что и ГБР, только по другим статьям.

Ранее экс-генпрокурор Юрий Луценко высказывал мнение, что ГБР и НАБУ следовало бы объединить. Он даже заявлял, что «существование отдельно ГБР и отдельно НАБУ ничем невозможно обосновать».

Но пока законодательных инициатив по объединению нет. Спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков заявил: «Действительно у нас есть такая практика, когда у некоторых органов дублируются позиции. Однако по состоянию на сегодня я не думаю, что возможно и эффективно объединять ГБР и НАБУ».

Отметим, что в Уголовный кодекс вернули статью о незаконном обогащении. Предусмотрено лишение свободы на 5-10 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью до 3 лет в случае приобретения лицом активов, стоимость которых более чем на 6 млн 243 тыс. 250 грн превышает законные доходы.

По этому закону НАБУ получит право истребовать информацию не только у правоохранительных и госорганов, органов местного самоуправления, но и предприятий, учреждений, организаций — в том числе обязательные для декларирования сведения об имуществе, доходах, расходах, финансовых обязательствах.  Со своей стороны, ГБР получит право запрашивать информацию для выявления необоснованных активов из автоматизированных справочных систем, реестров и баз данных, которые администрируют органы госвласти и местного самоуправления — в том числе информацию с ограниченным доступом.

Таким образом в противодействии коррупции задействованы и НАБУ, и ГБР. Хотя полномочия последнего значительно шире, ГБР не входит в созданную по требованию Запада вертикаль антикоррупционных органов: НАБУ, Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК).

По задумке, НАПК должны проверять чиновника или политика на предмет коррупции, НАБУ –расследовать, САП – выдвигать обвинение в суде. Судить должен Антикоррупционный суд.

В октябре Верховная Рада приняла закон, который меняет форму управления Национальным агентством по предупреждению коррупции (НАПК). Тогда форма управления НАПК была изменена с коллегиальной на единоличную. (Напомним, что нынешний генпрокурор Руслан Рябошапка в июне 2017 года ушел из НАПК с громким скандалом, обвинив главу органа в неэффективности работы)

Эксперты считают, что НАПК дело не ограничится — Президенту Зеленскому прочат изменения в антикоррупционных органах.  Политолог Денис Гаевский поясняет: «Уровень доверия к НАБУ, как и к другим антикоррупционным структурам сильно упал.  Это неудивительно, потому что бюджетное финансирование выделяется все больше, а их эффективность оставляет желать лучшего.  Пока мы не видели от Зеленского перезагрузки НАБУ, но для того, чтобы взять рычаги упрвле6ния государством, Зеленскому придется идти на перезагрузку этих органов».

Читайте также по теме