Президент анонсировал назначение нового главы Киевской городской госгорадминистрации, а в парламенте рассматривают законопроект, по которому КГГА фактически станет префектурой, а мэрия — магистратом. Эксперты отмечают, что контрольные функции префекта задуманы как у прокурора.
«Это смотрящий за мэром, бюджетом Киева»
Президент Украины Владимир Зеленский подтвердил, что народный депутат партии «Слуга народа» Александр Ткаченко рассматривается как кандидат на пост главы Киевской городской государственной администрации.
Президент отметил, что пока не уволил главу КГГА Виталия Кличко, потому что «просто еще не уволил». Ранее Офис Президента обратился в Кабинет министров с просьбой внести представление на увольнение Кличко с должности главы КГГА. 5 сентября Кабмин согласовал увольнение, после которого Виталий Кличко может остаться только мэром без полномочий главы госадминистрации города Киева.
Но Владимир Зеленский пока ничего не предпринял. А журналистам он рассказал, что еще думает об увольнении Кличко, и планирует пообщаться с ним перед принятием решения.
7 октября стало известно, что Александр Ткаченко уже подал декларацию на должность председателя Киевской городской государственной администрации. А 10 октября Президент Зеленский заявил: «Рассматривается эта кандидатура. Кроме него я никого еще не вижу».
Эксперты отмечают, что Александр Ткаченко ранее работал гендиректором канала «1+1 медиа», принадлежащему олигарху Игорю Коломойскому. «Зеленский отдает Коломойскому Киев взамен на поддержку своих решений в Раде», — заявил в СМИ политолог Вадим Карасев.
А общественный деятель Дмитрий Спивак заявил в телеэфире: «Я никак не буду комментировать личность Ткаченко, – мы понимаем, чей он человек, если он 10 лет был генеральным директором. Почему он должен возглавить Киевскую городскую государственную администрацию?!»
Спивак отметил, что в проекте нового закона о столице есть одна строчка, «ради которой он писался». Там написано, что глава администрации имеет право приостанавливать любое решение Киевсовета. «Это смотрящий от Президента за мэром, бюджетом Киева», — сказал он.
Действительно, 3 октября Верховная Рада уже приняла в первом чтении изменения к закону «О столице», который окончательно разделит полномочия мэра и главы КГГА. Парламент поддержал именно проект авторства Александра Ткаченко.
Любопытно, что в СМИ попали фото как один из соавторов проекта — депутат от «Слуги народа» Дмитрий Гурин — охарактеризовал этот проект в личной СМС переписке как «40 страниц сатанизма». А юристы из главного научно-экспертного управления Верховной Рады выступили с разгромной критикой проекта.
Тем не менее, спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков прогнозирует скорое принятие закона, и говорит: «Думаю, что максимум через месяц-полтора мы его примем». А Президент Владимир Зеленский подчеркивает: подпишет закон о столице после его изучения.
«Этот законопроект дорабатывается в комитетах, поэтому последнюю редакцию этого закона я не видел. Хотел бы ее увидеть до голосования, но, если они проголосуют и если всё будет нормально — я подпишу этот закон. Если нет — отправлю его на доработку», — сказал он.
Следует отметить, что, согласно этому законопроекту, существенно меняются полномочия КГГА и его главы, которые преобразуются в префектуру и в префекта соответственно. Префект получит надзорные функции и возможность блокировать любые решения властей столицы. Изменения вступают в силу только после выборов горсовета и городского головы. А пока выборы не пройдут, исполнительная власть в Киеве будет принадлежать главе КГГА. То есть, в скором времени, Александру Ткаченко.
Префект проконтролирует Магистрат
Александр Ткаченко пояснил свою задумку в СМИ. На предположение, что, согласно законопроекту, мэр Киева будет не более, чем «витриной», фактически будет лишен менеджерских функций, Ткаченко в интервью одному из СМИ ответил, что будет создана полноценная ветвь власти.
«Есть полноценная ветвь власти, которая называется магистрат (аналогия с советскими исполкомами). Руководитель этой структуры — мэр. У мэра есть три вписанных в закон заместителя: один занимается управлением, условно, орговик; второй — финансами; третий — архитектор, который избирается на конкурсе, но разрешениями не занимается. Мэр несет полноту ответственности перед гражданами за исполнительную власть. Есть Киевсовет, который мы предлагаем сделать профессиональным. Этот Киевсовет утверждает стратегические документы — годовые бюджеты и трехлетние, контролирует исполнительную власть», — поясняет Александр Ткаченко.
Ткаченко уточнил, что также будет действовать Киевсовет, который будет утверждать «стратегические документы – бюджеты годовые и трехлетние» и контролировать исполнительную власть. Но при этом планируется забрать у Киевсовета «полномочия принимать решения по застройкам, по владению землей».
В «Слуге народа» также хотят возобновить районную власть в Киеве. «Пока определили 10 районов. У нас все еще нет ответа на вопрос, сколько их должно быть – 10, 20 или 30. И это решение должен принять Киевсовет», — поясняет Александр Ткаченко.
Однако парламентские юристы в своем экспертном заключении отмечают, что возвращение к идее образования райсоветов в Киеве в предложенном виде невозможно, ведь предыдущая редакция закона была рассчитана на факт существования райсоветов, но сейчас они ликвидированы.
«Восстановление деятельности этих советов может быть осуществлено только на основе детальных законодательных механизмов их формирования и правил деятельности, которые в проекте, так же, как и в нормах действующего законодательства о местном самоуправлении, отсутствуют», – отметили эксперты ВР.
Наверное, ко второму чтению такое замечание будет учтено. Ведь упразднены райсоветы в Киеве были совсем недавно — в 2010 году. Тогда ликвидацию поясняли сэкономить бюджетные средства. Дескать, положительное влияние на бюджет должно было оказать сокращение численности должностных лиц в районах.
На этот раз сократить решили Киевсовет. По задумке городской совет сокращается с 120 до 84 депутатов, а часть его функций передается районным советам. Предстоит создать исполком (функции которого сегодня выполняет КГГА).
Александр Ткаченко говорит: «В итоге, у мэра вся полнота власти, у Киевсовета есть полнота власти, есть районные советы, КГГА, которая является префектурой». Префект, по его словам – это человек, который выполняет контрольную функцию. Дескать, «он имеет право приостановить решение киевских властей, если по определенным признакам решит, что они незаконны, но исключительно через суд».
Однако парламентские юристы отмечают: «Не может быть положительно оценено предложение, по сути наделяющее КГГА функциями правоохранительных органов».
Законопроектом предлагается наделить председателя КГГА правом издавать приказы, распоряжения, предписания и протесты. «Использование таких инструментов контроля, как внесение предписаний и протестов, по действующему законодательству свойственно органам прокуратуры, а использование их КГГА будет некорректным, поскольку последняя по своему правовому статусу является органом исполнительной власти общей (а не специализированной) компетенции», – указывают эксперты Верховной Рады.
Они отмечают, что сам подход к осуществлению главой КГГА функции «надзора» относительно органов местного самоуправления неправилен. Ведь по Конституции ему положен только контроль решений, принятых на сессиях местных советов.