Андрей Кислов
19:00 26/03/2021

Зеленский хочет в ЕС: поможет ли коалиция с Литвой

Президент и премьер-министр заявляют о грядущем вступлении в Евросоюз. По экспертному мнению, такие прогнозы играют роль своеобразного акселератора для реформ, но реальных перспектив членства в ЕС не предвидится.
«Стратегически достижимая мечта»
Премьер-министр Денис Шмыгаль видит два препятствия для вступления Украины в Европейский союз.
«Есть две причины, почему мы до сих пор не в ЕС. Мы все еще работаем над европейскими стандартам, но мы уверены, что достигнем значительного прогресса, не в последнюю очередь благодаря диджитализации. Во-вторых, в ЕС также есть страны, которые скептически относятся к дальнейшему расширению ЕС»,  – заявил глава правительства в интервью немецкому изданию Handelsblatt.
Отметим, что еще 15 декабря 2016 года на саммите Европейского совета в Брюсселе страны-члены ЕС согласовали и принял документ, который оформили в виде приложения к Соглашению об ассоциации с Украиной. В нем подчеркивается, что Соглашение об ассоциации не предоставляет Украине статус кандидата на вступление в ЕС и не создает обязательства для присвоения такого статуса в будущем.
Тем не менее, Денис Шмыгаль в интервью немецкому изданию заявил, что Украина хочет вступить в ЕС в течение 5-10 лет. Он считает, что вступление станет возможным, когда будут достигнуты европейские стандарты в борьбе против коррупции или в правосудии.
«Украина готова стать членом ЕС – мы к этому стремимся как можно быстрее. Многие украинцы отдали свою жизнь в войне с Россией за эту идею … Нашим желанием является в промежутке от 5 до 10 лет стать членом ЕС. Это конечно зависит не только от нас, а от 27 других стран», – отметил Шмыгаль. Эти же сроки касаются и вступления в НАТО, говорит премьер-министр.
Таким заявлениям главы правительства предшествовало сообщение: Украина создает коалицию стран-участниц Европейского союза, которые будут лоббировать ее вступление в ЕС. Литва уже подтвердила поддержку Киева на пути к евроинтеграции. Об этом сообщил Президент Владимир Зеленский на пресс-конференции с литовским коллегой Гитанасом Науседой.
«Полноправное членство Украины в Европейском союзе нельзя откладывать в долгий ящик. Украина в ЕС — это не фантастическая далекая мечта, а стратегическая цель, которую мы хотим воплотить как можно быстрее, сформировав широкую коалицию стран ЕС, которые в хорошем смысле этого слова станут лоббистами Украины на этом сложном пути», — заявил Зеленский.
Он подписал с Гитанасом Науседой Совместную декларацию о европейской перспективе Украины. В ней говорится, что Литовская Республика поддержит Украину, когда та решит подать заявку на членство в ЕС.
Литовский «План Маршалла для Украины» уже забыли
Стоит напомнить, что в 2017 году Литва выступала с проектом экономической поддержки Украины, который получил название новый «план Маршалла». В Сейме Литвы обсуждали программу международной помощи Киеву на сумму в 50 млрд. евро, которые должны были собрать западные страны.
План обсуждался и в 2018 году — речь шла о кредитных линиях для Украины. Тогдашний еврокомиссар Йоханнес Хан отмечал, что для привлечения инвестиций нужен не план, а изменение бизнес-климата. «Украина на 80 месте по привлекательности бизнеса. То есть Украине нужно много что сделать, чтобы сделать свою бизнес-среду более привлекательной», — пояснил он.
Литовский «План Маршалла для Украины» постепенно забыли. А нынешняя Украино-литовская декларация в целом повторяет общеизвестный факт, что в соответствии со статьей 49 Договора о Европейском Союзе, Украина, как и любое европейское государство, может подать заявку на членство в Евросоюзе «в случае соблюдения всех условий и обязательств».
Как известно, в Маастрихтском соглашении 1992 года (Статья 49) указано, что любое европейское государство может обратиться с заявкой на членство Евросоюза, если оно разделяет ценности уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам.
Почему же не все желающие становятся членами ЕС? Турция, например, (с седьмой по размеру экономикой в Совете Европы и пятнадцатой в мире) подала заявку на членство еще до официального создания самого Европейского Союза. Но членом ЕС так и не стала. Переговоры шли десять лет с 2005 по 2015, пока турецкий президент Эрдоган не заявил, что что его страну больше не интересует вопрос вступления в ЕС.
Отметим, что сложность вступления кроется не в 49-й статье Маастрихтского соглашения. Она заключается в выполнении Копенгагенских критериев 1993 года, которые более детально описывает политические требования. Например: равный доступ к свободной прессе, свобода личного мнения. Этнические меньшинства должны иметь право на свой родной язык, не должны подвергаться какой-либо дискриминации, и т.д.
«Ни экономически, ни стратегически, ни политически…»
По Копенгагенским критериям, в стране, претендующей на членство в ЕС должна процветать, конкурентоспособная рыночная экономика (чтобы производители из такой страны могли справиться с конкурентным давлением в рамках Евросоюза).
Директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров, как ни странно, вспоминает Турцию, когда пишет о том, что 23 марта согласно официальному курсу НБУ евро к гривне подорожало на 5 копеек, а доллар США подешевел на 3 копейки. Экономист указывает, что турецкая экономика динамично интегрируется в еврозону, и в последнее время — в Украину. А  в условиях обесценения турецкой лиры (потеряла более 10%) долг этой страны в инвалюте будет расти, что грозит волной банкротств и технических дефолтов.
«Если ситуация с турецкой лирой станет не подконтрольной, т.е. разразится настоящий валютный кризис, то мало не покажется украинской нацвалюте»- пишет он в Facebook.
Александр Гончаров задается вопросами: увидим ли мы в Украине отток турецких инвесторов и распродажи местной валюты? Начнет ли НБУ ужесточать контроль над потоками капитала?
Он считает, что экономическая ситуация в Украине -плачевна. «Если мы и далее будем сидеть на кредитной игле МВФ, одновременно допуская отток капитала в огромных объемах из Украины, плюс финансовые власти будут регулировать наши рынки не в пользу украинских производителей, а валютных спекулянтов, то турборежим саморазрушения будет только ускоряться»- прогнозирует Гончаров.
Экономист напоминает, что валовой внешний долг Украины в течение прошлого 2020 года вырос на 3,951 млрд долл. и достиг 125,69 млрд долларов. По отношению к ВВП долг за 2020 год увеличился с 78,6% до 83,4%.
Каковы на этом фоне перспективы вступления в Евросоюз? С 5 по 9 марта центр Разумкова провел опрос, по которому 59% респондентов считают, что Украине нужно вступать в Европейский Союз, 26% придерживаются противоположной точки зрения. Если точнее, то в случае проведения референдума о вступлении Украины в ЕС, 80% среди тех, кто намерен принять участие в референдуме проголосовали бы за вступление, и 17% из тех, кто пошел бы на референдум выступили бы против вступления в ЕС.
Директор Украинского института политики  Руслан Бортник считает, что прогнозы играют роль своеобразного акселератора для неких реформ. «Но мне кажется, что задача поставлена не реалистичная. Ни экономически, ни стратегически, ни политически мы к членству в Евросоюзе в ближайшее время готовы не будем»- цитирует Бортника comments.ua.
По словам Руслана Бортника, не факт, что за 5-10 лет Украина получит даже статус кандидата в ЕС. «Заявления такие делаются, чтобы продемонстрировать нашу приверженность к европейскому курсу, дать надежу обществу. Но без реальных реформ, одними прогнозами и надеждами мы ближе к Евросоюзу не станем», — говорит Руслан Бортник.
Андрей Кислов

Читайте также по теме