Проект закона «О местном референдуме» может быть принят спустя два года правления Президента Владимира Зеленского. А тем временем обсуждается отставка Главы государства, и, по экспертному мнению, референдумы для него – «что-то вроде «русской рулетки».
«Считают чуть ли не главным тайным оружием Президента»
Верховная Рада вынесла на общественное обсуждение проект закона «О местном референдуме». Сообщается, что обсуждение законопроекта предложено, чтобы «учесть мнение представителей общественности, прежде всего органов местного самоуправления, территориальных общин, ассоциаций органов местного самоуправления».
Согласно документу, предметом местного референдума могут быть: выражение недоверия местному совету или сельскому, поселковому, городскому голове; потеря силы нормативно-правовым актом органа местного самоуправления; утверждение устава территориальной общины или изменений в него; утверждение программы развития территориальной общины или изменений в нее; и т.п.
Законопроект предусматривает, что решение, принятое на местном референдуме, является обязательным для исполнения, и может быть изменено только путем другого референдума не ранее, чем через три года.
Первый вице-спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук, выступая на съезде партии «Слуга народа», заявил, что принятие этого закона «даст возможность сказать, что прямая демократия в Украина существует, что власть, которую представляем мы, действует не просто в пределах и способом, а в первую очередь в интересах народа Украины, соответствующей территориальной общины».
Он подчеркнул, что по результатам портала «Слово и дело», партия «Слуга народа» – «единственная партия, которая не провалила ни одного обещания».
Стоит напомнить, что принять законодательство о референдумах обещал Президент Владимир Зеленский. Это должно было стать самой первой законодательной инициативой после победы на президентских выборах. Еще до формирования нынешнего состава Верховной Рады в 2019 году, будучи кандидатом в президенты, Владимир Зеленский озаглавил первый пункт своей предвыборной программы: «Народовластие через референдумы».
«Мой первый законопроект «О народовластии». В нем мы вместе закрепим механизм, по которому только Народ Украины будет формировать основные задачи для власти через референдумы и другие формы прямой демократии. В современной Украине это должно происходить с максимальным использованием новейших технологий», – обещал Владимир Зеленский в предвыборной программе.
Примерно через полтора года пребывания Владимира Зеленского на должности Главы государства, 26 января 2021 года, был принят Закон о всеукраинском референдуме.
А теперь Руслан Стефанчук обещает, что для обсуждения законопроекта о местном референдуме партийцы готовы под эгидой Президента «объехать по всем территориальным общинам или по подавляющему большинству, пообщаться с людьми на местах, представить свое видение местного референдума и выйти на финальную точку».
Политолог Владимир Фесенко написал в Facebook, что прямую демократию (использование референдумов для восстановления и укрепления популярности Президента и его партии) многие наблюдатели «считают чуть ли не главным тайным оружием Президента Зеленского».
«Но, как мне кажется, его потенциальное значение несколько преувеличивается», — отметил он, напомнив об опросе, который проводился от имени Президента параллельно с местными выборами прошлой осенью.
«В случае возникновения очень острого политического кризиса»
Фесенко считает, что общественная реакция на всеукраинский опрос Президента не соответствовала ожиданиям. А референдумы, по его мнению, рассматриваются как инструмент укрепления власти Президента и повышения его рейтингов если по каким-то вопросам возникнет его противостояние с политическими элитами. Это возможно, если будет получена уверенная поддержка граждан
«Но если Президент на референдуме проиграет, то эффект будет прямо противоположным. Поэтому референдум как политтехнология для главы государства что-то вроде «русской рулетки», — написал он в Facebook.
Накануне политолог отмечал, что в экспертной среде обсуждается вынесение на всеукраинский референдум изменений Конституции и добровольный уход с поста Президента.
Дескать, этот сценарий предложен Виктором Андрусивым, бывшим директором Института будущего (и бывшим членом избирательного штаба Владимира Зеленского), ключевая идея — добровольный уход Владимира Зеленского с поста Президента.
Фесенко отметил, что чаще всего в таком контексте предлагается переход к парламентской республике. «Эта идея очень популярна и среди ряда бывших сторонников Зеленского, и среди многих его оппонентов», — отмечает политолог.
Он поясняет, что существует популярный стереотип, что, поскольку Владимир Зеленский ранее не занимался политикой, то для него не будет проблемой добровольно отказаться от должности. «Многие оппоненты считают, что под грузом возникших проблем он или уже сломался, или вот-вот сломается. А дальше единственный выход – добровольно уйти. Некоторые бывшие сторонники (как Андрусив) считают, что такое решение было бы и комфортным для самого Зеленского», — описывает Фесенко.
Но сам он сомневается в реалистичности сценария добровольного отказа Владимира Зеленского от президентской власти, или самоограничения полномочий как Главы государства. «Если это и может произойти, то только в случае возникновения очень острого политического кризиса», — пишет Владимир Фесенко.
Он считает, что если на референдум будет вынесен вопрос о резком ограничении полномочий Президента, или об отказе от прямых выборов Президента, «то с высокой вероятностью (судя по данным социологов) большинство украинцев такие предложения не поддержат»
Напомним, что принятый в январе закон о всеукраинском референдуме предусматривает, что может быть только один вопрос, и на этот вопрос нужно дать ответ четко «да» или «нет». Нужно собрать 3 миллиона подзаписей, верифицировать которые будет ЦИК, а референдум стартует с президентского указа.
«Приведет только к публичным скандалам»
Местные референдумы, согласно поданному законопроекту объявляет территориальная комиссия. Расходы на подготовку и проведение волеизъявления берет на себя местный бюджет.
Эксперт Украинского института будущего Игорь Попов прогнозировал в СМИ: «Поскольку соответствие вопроса референдума закона будет оценивать ЦИК, то большинство таких вопросов будут признаны несоответствующими, и весь процесс приведет только к публичным скандалам. Однако инициаторы референдумов могут попытаться найти отдельные аспекты в глобальных вопросах и попробовать провести референдум по переименованию отдельной улицы или всего города, или о специфике использования языкового законодательства».
Отметим, что по Конституции граждане имеют права в части волеизъявления на местном референдуме, но соответствующего закона нет уже 9 лет. Законодательная база для местных референдумов исчезла после принятия закона «О всеукраинском референдуме» от 28 ноября 2012 года, в связи с чем утратил силу закон 1991 года «О всеукраинском и местных референдумах» (а тот закон в 2018 году Конституционный суд признал неконституционным, и вместо него приняли закон от 26 января 2021 г).
С тех пор законодательная база для местных референдумов так и не появилась, хотя ранее их проводили. Так, с 1991 по 2009 год прошло 150 местных референдумов. Из них 55 — по вопросам административно-территориального устройства, 36 — по изменениям названий населенных пунктов, 34 — о прекращения полномочий представительских органов местного самоуправления.