Президент инициирует уменьшение числа народных депутатов будущего созыва в полтора раза. По экспертному мнению, связи между качеством работы парламента и числом депутатов нет, зато с меньшим их количеством легче договариваться.
«Возрастет конкуренция за депутатский мандат»
Президент Владимир Зеленский надеется, что количество народных депутатов в Верховной Раде сократят до 300 человек.
«Не 450, а 300. Этот закон, кстати, в очереди. Мы также это обещали и должны это выполнить. Кстати, чтобы депутатов стало 300, нужно 300 голосов. Интересно, кто присоединится к фракции «Слуга народа», чтобы это решение стало возможным», — сказал он в своем видеообращении.
Напомним, что 14 января комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики рекомендовал принять в целом законопроект об уменьшении конституционного состава Рады. Этот законопроект авторства Президента предлагает внести изменения в статьи Конституции, где прописана численность депутатов парламента.
Сам законопроект зарегистрирован еще 29 августа 2019 года, в первый день работы Рады нынешнего созыва. В пояснительной записке за подписью тогдашнего главы Офиса Президента Андрея Богдана конкретики нет. Просто написано, что цель – «оптимизация». К тому же речь о ней идет через запятую с другими инициативами — ввести такой избирательный ценз как владение украинским языком, закрепить пропорциональную избирательную систему.
С тех пор в законодательстве произошли изменения, и будущий состав парламента решено избирать только по партийным спискам (пропорциональная система) с так называемыми открытыми списками. Мажоритарная система выборов, по которой формировалась половина состава Верховной Рады, отменена.
Законопроект о сокращении числа депутатов Рада приняла за основу 4 февраля 2020 года. Тогда его поддержали 236 депутатов. А 25 октября 2020 года, в день всеукраинских местных выборов, проходил опрос «5 вопросов от Президента».
Тогда граждан в частности спрашивали, как они относятся к идее сокращения количества депутатов до 300 человек. Хотя окончательные данные того опроса так и не были обнародованы, сообщалось, что, по предварительным данным, 90% респондентов поддержали сокращение.
В Офисе Президента в ту пору заявляли, что хотя опрос не имеет юридической силы, ответы граждан будут иметь решающее значение: «Если люди скажут «да», ни один политик — сколько бы у него не было финансового, медийного или партийного влияния — не сможет возразить воле народа».
Было и объяснение инициативы: 300 народных избранников «абсолютно оправданное» количество депутатов с учетом нового административно-территориального устройства страны.
В Офисе Президента подчеркивали, что сокращение должно повысить профессионализм законодателей.
«Уменьшение количества народных избранников может положительно сказаться на качестве представительства интересов избирателей. Возрастет конкуренция за депутатский мандат. Парламент станет еще более профессиональным, что просто необходимо государству сегодня», — говорилось в сообщении.
Следует отметить, что еще до начала работы нынешней Рады, представитель Президента Руслан Стефанчук напоминал о референдуме 2000 года.
«Мы не можем игнорировать то, какой процент граждан тогда за это проголосовал. Поэтому в качестве политико-правовой основы мы будем учитывать и тот референдум», — говорил он.
Действительно, такой референдум состоялся 16 апреля 2000 года. Один из вопросов предлагал сократить количество депутатов с 450 человек до 300. Эту идею поддержали 89,91 % участников референдума. Но результаты не были имплементированы Радой, которая тогда была в конфронтации с президентом Кучмой.
«Нет прямой корреляции между количеством и качеством»
Референдум 2000 года предполагал введение двухпалатного парламента. Именно поэтому о нем вспоминал Стефанчук летом 2019 года, когда избирательное законодательство дискутировалось.
«Есть два пути: или нарезание волостей с надсмотрщиками – тогда это мажоритарка. Или путь политического структурирования общества – тогда это пропорционалка», – говорил он.
С тех пор уже был сделан выбор в пользу пропорциональной системы. Верхняя палата парламента, предполагающая региональное представительство, в президентском законопроекте не предусмотрена. Речь идет о простом механическом сокращении числа народных представителей — депутатов.
16 декабря 2019 года Конституционный суд одобрил о законопроект, правда, имелись замечания. Например, КСУ сетовал, что, уменьшая состав Рады до 300 депутатов, законопроект не предусматривает изменений в другие положения Конституции, где речь идет об определенном количестве депутатов.
В частности, неизменной остается норма о 45 парламентариях, которые имеют право обратиться в КСУ с конституционным представлением (это – десятая часть нынешнего состава Рады). В КСУ отмечали, что затрудняет возможность обращения в КСУ, «что может привести к ограничению прав и свобод человека и гражданина».
Однако такие замечания не помешали КСУ признать проект закона соответствующим Конституции. А на заседании профильного комитета 14 января представитель президента в КСУ Федор Вениславский заявил, что к полномочиям суда не входит оценка обоснованности предлагаемых изменений Конституции.
Несмотря по ст. 150 Регламента ВРУ (указывающая, что если в заключении КСУ есть оговорка, то парламент должен вносить в законопроект поправки), документ был одобрен профильным комитетом.
Таким образом, закон осталось принять 300 голосами. Остальные процедурные условия соблюдены: закон, вносящий изменения в Конституцию рассматривается на двух сессиях, а между ними проходит экспертизу в Конституционном суде.
Глава Верховной Рады Дмитрий Разумков заявляет, что документ нужно будет выносить в зал, когда «мы будем видеть поддержку в 300 голосов».
«Когда это произойдёт? Посмотрим. Нужно проводить дополнительные консультации с представителями разных депутатских фракций и групп», — говорит спикер.
Политолог Виктор Таран, заявил СМИ, что сокращение количества депутатов только ухудшит ситуацию, ведь чем меньше депутатов, тем меньше демократии.
«Чем меньше депутатов в парламенте, тем легче власти и олигархам с ними договариваться, а значит, будет расти политическая коррупция и падать эффективность принятых законов. Еще один миф, что сокращение количества депутатов повысит качество парламента. Это очередная манипуляция, поскольку нет прямой корреляции между количеством депутатов и качеством работы парламента», — отмечает эксперт.