Наказание за неподачу деклараций чиновников ужесточили под давлением Запада, уверены эксперты. Имеются сомнения в эффективности таких инициатив — электронное декларирование продолжается с 2016 года…
«Поймали, показали, отпустили»
Верховная Рада приняла закон о тюремном заключении за ложь в декларациях с предложениями Президента Владимира Зеленского. Ранее Глава государства ветировал этот документ, искаженный депутатами.
Теперь законопроект принят, но от первоначального он все-таки отличается. Так, министр юстиции Украины Денис Малюська пояснил перед голосованием: «Президент предлагает статью Уголовного кодекса Украины 366-3 скорректировать, предусмотрев наказание в виде лишения свободы на срок не два года, а на один, с учетом требования пропорциональности». Кроме того, Президент предложил убрать положение, согласно которому декларанты могли не указывать информацию о том, чем владеют члены их семей, если они об этом не сообщили.
В результате внесенных изменений умышленное непредоставление декларации будет наказываться штрафом от 2,5 до 3 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (от 42,5 до 51 тыс. гривен) или общественными работами на срок до 240 часов, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок один год.
Политолог Андрей Золотарев отмечает, что на тюремном заключении настаивали западные партнеры. «Возвращение тюрьмы за ложь и неподачу деклараций было одним из домашних заданий для Украины и одним из условий для возобновления сотрудничества с Международным валютным фондом. Другое дело, что многие юристы говорят о том, что норма оказалась довольно мягкой», – сказал А. Золотарев.
Напомним, 3 июня депутаты внесли изменение в президентский законопроект, позволяющий чиновниками не указывать в декларациях движимое и недвижимое имущество, которым владеют или пользуются их родственники, если член семьи не предоставляет информацию. Кроме того, поправками, которые подали депутаты, предлагалось за неподачу декларации чиновником ввести наказание в виде ограничения свободы вместо двух лет лишения свободы как изначально предлагал Президент.
По Уголовному кодексу лишение свободы – это изоляция осужденного в уголовно-исполнительное учреждение закрытого типа. То есть — тюрьма, колония. А наказание в виде ограничения предусматривает содержании в уголовно-исполнительных учреждениях открытого типа без изоляции от общества в условиях осуществления надзора. В народе это наказание называют «химия».
После того как депутаты приняли искаженный законопроект, Глава государства заявил, что Рада «кастрировала систему электронного декларирования». Зеленский настаивал: уголовная ответственность должна быть достаточно суровой и предусматривать возможность назначения наказания в виде лишения свободы.
Он опасается, что недобросовестный декларант станет переписывать дорогие машины, квартиры, например, на супругу, которая, по его словам, отказывается предоставить ему документы об этом имуществе, а следовательно, сможет не декларировать его, объясняя тем, что член семьи якобы не подал информацию в любой форме.
«Это не то, чего ожидают украинцы, и не то, что им обещал я, внеся этот законопроект на рассмотрение парламента», — заявил Президент. Кроме того, он подчеркнул, что система электронного декларирования была требованием Европейского Союза для введения безвизового режима с Украиной.
«До сих пор проводится мониторинг этих обязательств, поэтому я не могу поставить под угрозу одно из главных достижений на пути к интеграции с ЕС – безвизовый режим», – пояснил Зеленский.
Кроме выполнения обязательств перед Западом, смысла в новом законе не так уж много, считает А. Золотарев, ведь практически его будет сложно применить.
«Случаи привлечения нардепов к уголовной ответственности за ложь в декларациях будут единичными. Маловероятно, что это будут нардепы от провластной партии. Очевидно, пока у нас существует такая система правосудия, то борьба с коррупцией будет напоминать рыбалку на телеканале «Дискавери». Поймали, показали, отпустили», – рассудил он.
«Это не тяжкое преступление»
Электронное декларирование началось еще с 2016 года. А вот с наказаниями не заладилось. Так, 26 февраля 2019 года Конституционный суд (КСУ) признал не соответствующей Основному закону и отменил ст. 368-2 Уголовного кодекса (незаконное обогащение).
Тогда в решении КСУ отмечалось, что статья не согласовалась с конституционным принципом презумпции невиновности. Кроме того, существует конституционное предписание о недопустимости привлечения к ответственности за отказ давать показания в отношении себя, членов семьи или близких родственников (ст. 62 и 63 Конституции).
Западные партнеры были недовольны, и после прихода к власти Зеленского в Уголовном кодексе Украины появилась новая статья 368-5 (незаконное обогащение).
Зато Конституционный суд 27 октября признал неконституционной статью 366-1 Уголовного кодекса, «декларирование недостоверной информации», которая предусматривала лишение свободы на срок до двух лет.
КСУ тогда вынес вердикт, что уголовная ответственность за недостоверное декларирование является чрезмерным наказанием. Дескать, оно неспособно «причинить существенный вред физическому или юридическому лицу, обществу или государству».
Развернулось противостояние с КСУ, и 4 декабря Верховная Рада вернула уголовную ответственность за недостоверное декларирование, предусмотрев за ложь штрафы и ограничение свободы. Но когда закон приняли, и Президент подписал, в Евросоюзе принялись заявлять, что этого недостаточно, что для восстановления сдерживающего эффекта закон надо доработать, Венецианская комиссия рекомендовала вернуть тюремное заключение.
И тогда Президент подал новый законопроект, ужесточающий наказания. По нему Верховная Рада вернула наказание в виде лишения свободы на два года за ложь чиновников при декларировании и за неподанную декларацию. Но в процессе обсуждения депутаты заменили формулировку «лишение» свободы на «ограничение» свободы за неподачу декларации.
Когда оказалось, что за неподачу декларации чиновнику грозит не тюрьма, а «химия», Глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин на своей странице в Facebook заявил: «Рада фактически уничтожила систему электронного декларирования». Он называл произошедшее «коррупционным терроризмом», писал о «коррупционном заговоре».
Теперь, когда закон принят, антикоррупционный эксперт Александр Леменов пояснил в комментарии gazeta.ua: «Нардепы проголосовали за закон, потому что чувствовали давление Запада и гражданского общества. Если бы не западные партнеры, то ничего бы не было. О ситуации говорила и Венецианская комиссия, и посольство США, Евросоюз. Все четко акцентировали на том, что нужно».
Эксперт называет год лишения свободы за неподачу декларации «нормальной санкцией». «Это не тяжкое преступление – ложь в декларациях. Но принципиальная позиция, за это должно быть лишение свободы. Не ограничение или общественные работы. 10 лет быть не может. Год лишения свободы – это нормальная санкция»,- цитирует Леменова gazeta.ua.