Режиссер Альфонсо Куарон даже не подозревал, что его новый фильм «Гравитация» (с Сандрой Баллок и Джорджем Клуни) окажется в одной репертуарной связке со «Сталинградом» Федора Бондарчука. Во всяком случае, на наших экранах. Первое кино – очевидная фантастика. Второе – претензия на документ той эпохи. В сухом остатке все наоборот…
Куарон снял экзистенциальную документальную драму с мыслями и выводами, небезразличными широкой аудитории. Жанр этого фильма – как бы триллер с элементами фантастики. Это рассказ о двух астронавтах (Клуни и Баллок), которые работают в открытом космосе. Как повелось, делу мешают русские. Взорвался их спутник. И страшные обломки, рассыпанные по Вселенной, летят навстречу отважным американским специалистам. За считанные минуты исчезает связь, гаснет жизнь. А в глазах оставшейся наедине с Космосом Сандры Баллок отпечатан текст песни группы «Земляне» – «А снится нам трава у дома, зеленая-зеленая трава».
Полтора часа экранного времени и фактически полтора актера в кадре – это, конечно, невидаль! Особенно для сегодняшнего кино, которое отвыкло от монодрам от диаФильмов (когда диалог составляет суть сюжета). Страшно представить, что когда-то миллионы зрителей ломились именно вот на такие диаФильмы Никиты Михалкова, когда диалог Михаила Ульянова и Ирины Купченко увлекал в фильме «Без свидетелей», а в «Пяти вечерах» ничто не отвлекало от великого дуэта Людмила Гурченко – Станислав Любшин.
И вот, оставшись наедине с Космосом и зрителем, Сандра Баллок (на 30-ой минуте потеряв Клуни) доказывает, что может держать сюжет, побеждая своей харизмой и актерскими данными развороченные «железяки» космической станции, из иллюминатора которой видна восхитительная красота матушки-Земли… Она напоминает восхитительные слайды в дорогих журналах.
Баллок, зависшая между открытым Космосом и Землей, проделывает невероятные технические пируэты с целью «остаться в живых». С не меньшим интересом следишь не только за ее физическим потенциалом, когда она гасит пожар на станции, но и за осмысленным лицом. Актриса придает этой монокосмической одиссее знак небанальности.
Подумалось, вот усади на эту же орбитальную станцию другую актрису (Памелу Андерсен или даже Джулию Робертс), картина сразу потеряла бы эффект достоверности. Режиссер Куарон – отличный мастер, и фильм его выверен сюжетно и технологично. Красивая космическая борьба человека за жизнь посреди Вселенной увлекает и держит в цепких объятьях все полтора часа. И в какой-то момент отметаются подозрения на фантастическую окраску сюжета. И ты его воспринимаешь уже как непридуманный сюжет – «все так и было».
Куарон не соревнуется в этом космическом фильме ни с Кубриком, ни с Лукасом, ни с кем другим. Он соревнуется с самим собой, очевидно, дав зарок: не допустить в эту историю ни секунды скуки, превратив космический триллер в психологический. />
Финал картины демонстрирует на лице Сандры Буллок печать неземного счастья – прочь из Вселенной, домой, в свою конуру на Беверли-Хиллз!
Дмитрий САНИН