Накануне США и ряд крупнейших государств ближневосточного и североафриканского регионов выступили с совместным заявлением, в котором озвучили свое намерение приступить к активным боевым действиям против террористической организации «Исламское государство» (ИГ). Явно позабыв о былых распрях и политических разногласиях, Вашингтон, Тегеран, Исламабад, Дамаск, Эр-Рияд, Алжир и Каир объявили о создании новой так называемой «антитеррористической коалиции», в которую войдут элитные подразделения МО и спецслужб упомянутых стран. По мнению экспертов, именно сейчас настала пора «раз и навсегда покончить с фанатиками и мракобесами», фактически поставившими под вопрос стабильность во всем мире. Каким образом будет осуществляться борьба с исламистами, пока не сообщается, однако уже сейчас ясно одно: «молниеносной войны», равно как и скорой победы участников коалиции, ожидать не стоит.
Сообщения с Ближнего Востока сегодня все чаще напоминают военные сводки. Две недели назад боевики ИГ захватили столицу крупной иракской провинции Анбар город Рамади и, казнив в нем около 600 человек, провели на его центральной площади показательный «военный парад». А 22 мая экстремисты вторглись в сирийскую Пальмиру, где казнили 300 человек и уничтожили памятники доисламской культуры, занесенные, кстати, в список мирового достояния ЮНЕСКО. Двумя днями позднее радикалы овладели населенным пунктом Эль-Джауфом (Ливия), и расстреляли десятки мирных жителей.
Определенные «военные успехи» «Исламского государства» вызвали крайнюю обеспокоенность поначалу у США. Американский секретарь по вопросам обороны Эш Картер заявил, что Вашингтон не может оставаться в стороне и «равнодушно наблюдать», как исламисты «издеваются над цивилизацией». «Сегодня они бесчинствуют на Ближнем Востоке и в Африке, а завтра волна террора захлестнет Европу и Америку», — несколько патетически, но весьма точно заметил он. Точно – потому, что накануне один из лидеров ИГ Абу Аля аль-Афри в ставшем уже традиционном радиовыступлении пригрозил доброму десятку западных государств массированными террористическими атаками. Кроме того, на днях подтвердилась информация о том, что руководство «халифата» хочет приобрести элементы ядерного оружия. «Все это не может не вызывать тревогу», — подчеркнули в Белом Доме.
Эту тревогу мгновенно разделил Тегеран. По словам иранского духовного лидера аятоллы Али Хаменеи, ИГ не имеет ничего общество с исламом, и распространению экстремистских взглядов группировки необходимо положить конец «как можно скорее». Предполагается, что уже в ближайшее время в коалицию вольется Корпус стражей исламской революции (КСИР) – иранское военизированное подразделение, считающееся эталоном ведения боевых действий. Тегеран поддержала давний политический противник Ирана – Саудовская Аравия. В Эр-Рияде посчитали, что ради общей цели – борьбы против ИГ – можно, хотя бы на время забыть о переделе сфер влияния в Персидском заливе. Правда, в контексте СА есть небольшой нюанс: сегодня саудиты проводят отдельную антитеррористическую операцию в Йемене и воевать на два фронта им крайне невыгодно.
А вот далее события развиваются совсем удивительным образом. О намерении присоединиться к пресловутой коалиции объявила Сирия. Сирийский президент Башар Асад недвусмысленно намекнул, что именно сирийцы на фоне гражданской войны в стране, также считаются одной из наиболее пострадавшей от действий радикалов стороной. Невероятно, но тот же Вашингтон, который еще совсем недавно называл Асада «диктатором» и активно поставлял оружие его недоброжелателям, эту идею одобрил полностью. «Все это объяснимо, — сказал в комментарии ГолосUA американский эксперт Уильям Коннолли. – И Запад, и Восток испытывают, образно выражаясь «жажду жизни». Нет никаких сомнений в том, что на североафриканском регионе экстремисты «не остановятся»: идеи ИГ находят своих сторонников практически повсеместно, включая Соединенные Штаты и Евросоюз. Если сегодня не сплотить свои силы в борьбе с общим врагом, завтра это делать будет поздно».
И действительно – численность боевиков «Исламского государства» растет в геометрической прогрессии. По некоторых данным, в рядах экстремистов сражаются более 200 тысяч человек, имеющих на руках современное оружие. Свои идем фанатики готовы отстаивать в буквальном смысле этого словосочетания до последней капли крови.
А это значит, что антитеррористическая коалиция должна действовать грамотно, четко и главное – слаженно. Теперь это понимают не только аналитики.