Ждать ли отставки Кабмина и перевыборов Рады в 2021 году?

Экономический кризис приводит к напряжению в украинском обществе. Смягчить его может отставка правительства. Некоторые эксперты предполагают, что Кабмин Шмыгаля уйдет после новогодних и рождественских праздников, другие считают, что он уйдет весной, а третьи, что постепенная отставка правительства уже началась. Эти процессы могут приблизить и досрочные выборы Верховной Рады.

Экономический оптимизм

В конце 2020 года премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сообщил на своей странице в Фейсбук, что «в 2021 год мы заходим с прогнозами о росте экономики почти 5 %». Глава правительства заверил, что доходы бюджета прошлого года будут перевыполнены, чему способствует эффективная работа налоговых органов и активная борьба с коррупционными схемами. Такой оптимизм не разделили эксперты.

«Как один Кабинет министров Гончарука, так теперь Шмыгаля, – это все люди непрофессиональные и креатуры тех или иных олигархов, – говорит политолог Валентин Гайдай. – У нас не с чего расти экономике, если у нас замечается спад промышленного производства, если у нас дырки в бюджете. Я сильно сомневаюсь, что нас ждет такой рост ВВП. Под заявлениями должна быть почва. Возможно, они на самокате катаются хорошо, но управлять страной – это не их».

В государственном бюджете на 2021 год заложен рост экономики в 4,6 %. Очевидно, его имел в виду Шмыгаль в своем фейсбук-послании. Этот показатель был изрядно раскритикован экономистами во время бюджетного процесса прошлого года.

«У Мирового банка были прогнозы 7,2, сейчас будет 5,2 (процента падения экономики Украины. – Ред.), чуть лучше, но это не заслуга нынешнего Кабинета министров. Это, скорее, падать уже некуда. То, что нынешний премьер прогнозирует 4,6 % роста, а международные организации прогнозируют 1,1, я почему-то верю международным организациям, а не нынешнему премьер-министру», – считает доктор экономических наук Алексей Плотников.

«Правительство продолжает охмурять украинцев экономическим оптимизмом, – говорит политолог Денис Гаевский. – В Украине достаточно давно разрушена система экономического моделирования и прогнозирования. Все бюджеты, которые составлялись в последние годы, выполнялись очень условно и в ручном режиме. Если посмотреть, как составляются бюджеты на следующий год, то, по сути, берутся прошлогодние показатели, умножаются на коэффициент инфляции, на индекс цен плюс добавляются различные пожелания финансово-политических групп и выносится это все в зал. На каком основании Шмыгаль говорит о 5-процентном росте, а не допустим 3-процентном, для меня не очень понятно. Если спросить у правительства, на основе чего сделан столь оптимистичный прогноз, то каких-то внятных аргументов я не ожидаю. Как бы не получилось так, что под конец 2021 года мы уже и забудем фамилию Шмыгаль, как уже забыли фамилию Гончарука. Понятно, что они будут делать хорошую мину при плохой игре, но я все-таки призываю не относиться серьезно к словам представителей правящего класса, особенно если они дают такие оптимистичные прогнозы».

Политолог напоминает, что в 2021 году на украинский бюджет ложится очередная долговая нагрузка, что не будет способствовать положительной динамике в украинской экономике. Возможно, именно с условиями реструктуризации украинских долгов и связан такой формальный рост украинской экономики в 4,6 %.

«Со следующего года в силу вступают условия реструктуризации имени Яресько, – говорит Денис Гаевский. – Все, что будет свыше 3-4 % роста, Украина будет осуществлять дополнительные выплаты в пользу частных кредиторов. В целом чуть больше миллиарда долларов надо будет отдать, если рост составит то ли выше 3, то ли 4 %. Для Украины это не маленькая сумма, учитывая, что на систему госфинансов осуществляется большое давление с точки зрения долгового бремени. Если посмотреть на структуру бюджета на следующий год, то около 60 % – это обслуживание и выплата долгов плюс силовой и бюрократический блок. К сожалению, долговая зависимость – такой долгоиграющий фактор, который будет негативно влиять на украинскую экономику и в следующих политических циклах».

Десоциализация и бедность

На глобальные проблемы украинской экономики накладываются и не совсем положительные процессы в социальной сфере. В январе увеличивается прожиточный минимум и минимальная зарплата. Это говорит о том, что вырастут налоги, сборы и штрафы. Растет цена на газ: «Нафтогаз» поднимает свою цену на 14 % до 7,22 гривен за кубометр. Другие компании будут продавать газ по 10-12 гривен за куб с учетом стоимости транспортировки топлива. Для многих вырастет и тариф на электроэнергию. Отмена льготного тарифа в конце 2020 года привела к тому, что теперь тариф един – 1,68 гривен за кВт-ч, если потребление составило до 300 кВт-ч. Раньше платили 90 копеек, если потребление не вышло за пределы 100 кВт-ч.

Это неполный список неприятных сюрпризов для украинского населения прямо с 1 января нового года. Поблажек в социальной сфере от правительства эксперты не прогнозируют и напоминают, что социальные стандарты в Украине растут не так быстро, как цены и тарифы.

«К сожалению, нет никаких сигналов со стороны власти, что политика, которая была начата Порошенко, Гройсманом, социальные реформы, которые делали, что они хотя бы будут приостановлены, – говорит эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский. – Медицинская реформа Супрун, которая превращает медицинскую отрасль в один большой супермаркет, будет продолжаться, и мы не видим никаких признаков того, что будет как-то по-другому. Взят курс на сокращение субсидиантов, каждый раз суммы на помощь малообеспеченным на субсидии все меньше, их условия все сложнее и жестче. Продолжается ошибочная политика, когда базовые социальные стандарты умышленно записываются вдвое меньше, чем реальные показатели. С 1 декабря и аж до июля полгода будет заморожен прожиточный минимум для людей, которые потеряли трудоспособность, минимальная пенсия на уровне 1769 гривен. В то же время по данным Министерства социальной политики в потребительских ценах сентября прожиточный минимум для таких лиц составлял больше 3500 гривен. Правительство ничего не делает, чтобы стимулировать экономику и производство. Вся надежда на то, что мы получим новый займ, кто-то поможет, но ничего не делается, чтобы самим эти деньги зарабатывать, хотя потенциально экономика, если изменить приоритеты, дает возможность это делать, как и со временем отказаться от международной финансовой помощи. В социальном аспекте никаких улучшений в 2021 году не стоит ожидать, нужно эти иллюзии отбросить».

В Украинском институте политики анализируют государственные бюджеты Украины с 2000 года. Там подсчитали, что в 2012 году на обеспечение социальных обязательств государства – пенсий, зарплат, льгот и всего остального – шла каждая вторая гривна государственного бюджета, а в 2020 году – только каждая четвертая.

«Около 60 % бюджета – это издержки государственного аппарата, который в этом году вырос на 30-40 %, начиная от силовиков и заканчивая Верховной Радой и Офисом президента. Мы действительно можем говорить о формировании не силового государства, а государства силовиков, силовиков и бюрократов», – говорит директор Украинского института политики Руслан Бортник.

Действительно, госбюджет Украины на 2021 год был раскритикован за диспропорции: большой, ощутимый рост расходов на госаппарат и силовиков, а рост официальных социальных стандартов – символический. В бюджете-2021 расходы на Офис президента растут на 39,4 % по сравнению с 2020 годом, секретариат Кабмина – на 15,4 %, аппарат Верховной Рады – на 24,1 %, Офис генерального прокурора – на 52,6 %, ГБР – на 75,4 %, СБУ – на 23,2 %, НАБУ – на 15,3 %, МВД – на 4,6 %, Управление госохраны – на 15,3 %.

Руслан Бортник отмечает, что расходы на государственный аппарат и государственный долг занимают большую часть украинского бюджета.

«Эти две статьи занимают, по нашей оценке, 62 % расходной части бюджета, – говорит политолог. – Долговая зависимость вообще критично выросла. В 2021 году мы собираемся привлечь более 700 миллиардов гривен долгов. Десоциализация и идущая рядом бедность – это, к сожалению, продолжение трендов предыдущих лет. Эта ситуация будет ухудшаться, потому что на субсидии выделяется приблизительно такая же сумма, как и в прошлом году, но без учета, что тарифы растут. Бюджет Пенсионного фонда сокращен, причем взяты обязательства перед МВФ ограничить приход новых пенсионеров в пенсионную систему. Вся эта история продолжится. Это будет провоцировать рост протестного потенциала в обществе».

Плавная отставка Кабмина

Социальную напряженность в обществе обуславливается не только неэффективной деятельностью правительства, но и условиями пандемии коронавируса, явным атрибутом которой стали строгие карантинные ограничения, прозванные локдауном. Их первая серия в 2021 году ожидает Украину с 8 по 24 января. Не будут работать учебные заведения, торгово-развлекательные центры, общепит, фитнесс-центры, бассейны, непродовольственные рынки и так далее.

В правительстве уже заявили, что заболеваемость в Украине после праздников может подскочить. Это означает, что январский локдаун могут продлить. Кроме того, появившиеся в конце 2020 года разговоры о мутации коронавируса SARS-CoV-2, появлении новых его штаммов подсказывают, что январский карантин в 2021 году совсем не последний.

Согласно результатам исследования социологической группы «Рейтинг» решение Кабмина ввести локдаун с 8 по 24 января поддерживают 56 % опрошенных, 41 % – против.

«Социологи говорят о том, что 20 % украинцев готовы протестовать, – говорит Руслан Бортник. – В стране много молодых людей, которые не находились бы в стране, если бы не пандемия коронавируса, и которые потенциально могут участвовать в этом протесте. Но для этого протеста нужны лидеры и ясные цели. Пока они отсутствуют, этот протест находится на низовом уровне».

По мнению экспертов, социальное напряжение в Украине будет расти, но ввиду отсутствия реальной дееспособной оппозиции, оно не выльется ни во что серьезное. С другой стороны, власти нужно будет это напряжение смягчать. Первым делом в расход могут пойти отдельные чиновники правительства.

Политический эксперт Янина Соколовская прогнозирует, что в 2021 году Украину ожидает частичная отставка правительства: «Вряд ли это будет полная отставка правительства. Я думаю, премьер будет достаточно долго сохранять свои позиции, но будут отставлены часть чиновников, которые накопили основную массу негатива. Я думаю, что должны быть коррупционные отставки с перспективой посадок. Думаю, часть министров от этого пострадает. Примерно на 30 % под радостные аплодисменты всех тех, кто продолжает верить Зеленскому, часть чиновников получит некое логичное возмездие. Но это не означает, что у нас будет изменена система здравоохранения, что у нас будет что-то изменено в образовании, что у нас получит развитие культура. Ничего этого не будет. Жажда “крови” населением будет удовлетворена частичными отставками. Если и это не поможет и кресло под Зеленским продолжит шататься, тогда будет отставка парламента. Потому что ему нужно шаг за шагом выпускать пар у общества, чтобы дожить пятилетний срок, который Зеленский должен дожить. Те олигархи, которые за ним стоят, те, кто финансировал его избирательную кампанию, конечно, не позволят ему уйти раньше, и он будет совершать разные акробатические ужимки и прыжки, чтобы сохраниться у власти весь положенный срок и не подвести тех, кто стоял за его спиной», – считает Янина Соколовская.

Алексей Плотников допускает более быструю и решительную отставку правительства: «Пандемия коронавируса – это жесточайший проигрыш власти. Нельзя было перебрасывать на дороги, нельзя было лишать возможности построить больницы, закупить аппараты искусственного дыхания и так далее, – говорит экономист. – Нет у меня оптимизма по деятельности Кабинета министров. Я надеюсь, смены достаточно жесткой с отставкой всего Кабмина и соответствующих министров. Я думаю, что после Нового года и православного Рождества, мы подойдем к этой замечательной ситуации, а что будет дальше, сказать сложно».

В декабре Верховная Рада одобрила кандидатуры на должности министра образования, министра аграрной политики и продовольствия, министра по делам ветеранов. Кандидатура Юрия Витренко на должность вице-премьера и министра энергетики не нашла поддержки в парламентском зале, но и. о. министра его назначил Кабмин. Это действие спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков назвал некорректным.

По мнению политического эксперта Руслана Бизяева, эти ротации в правительстве свидетельствуют о плавной отставке Кабмина, именно такой вариант выглядит наиболее подходящим: «Когда произошла отставка Кабинета министров Гончарука и пришел Шмыгаль, концепция не поменялась, – говорит эксперт. – Было сделано много громких заявлений. В результате это все закончилось слайдами и тем, что летом Верховная Рада не дала иммунитет Кабинету министров Шмыгаля, не поддержав его программу. С того момента, как начались первые отставки профильных министров и как начались первые ротации, я сделал для себя вывод, что начинается процесс плавной отставки Кабинета министров Шмыгаля. В случае классической отставки не факт, что за кандидатуру нового премьер-министра найдется 226 голосов, а это чревато досрочными парламентскими выборами, для которых пока нет существенных перспектив, нет существенных предпосылок. Основным внутриполитическим игрокам это сейчас не выгодно. Но проблема остается: надо сделать так, чтобы Кабинет министров Шмыгаля плавно ушел».

Хаос и атомизация в Верховной Раде

В 2021 году в Украине не ожидается выборов, но слухи и разговоры о досрочных парламентских выборах периодически появляются в СМИ и заявлениях политиков.

«Ситуация с ковидом, пандемией и экономическим кризисом сохранится и в 2021 году, что будет усиливать кризис внутри команды власти, которая в конце года превратилась из монобольшинства в новую коалицию, в неформальную коалицию, будет повышать протестный потенциал, будет повышать хрупкость украинской экономической и политической систем, которые сегодня в полной или значительной мере зависимы от того, что происходит на внешних политических и экономических рынках», – отмечает Руслан Бортник.

Действительно, за прошлый год монопартийное большинство «Слуги народа» растеряло свою эффективность. Турборежима уже нет. Ей уже сложнее, а порой совсем невозможно голосовать за то или иное решение единолично, приходится искать партнеров по голосованию, как это было с тем же проектом госбюджета на 2021 год. В монобольшинстве эксперты выделяют 3-4 группы влияния, которые фактически превращают «Слугу народа» в коалицию этих групп.

«На 2021 год два базовых сценария, – говорит политолог Кирилл Молчанов. – Либо придется все-таки союзников себе подыскивать, не ситуативных, а постоянных в лице “Батькивщины” или “За майбутнє”, исходя из их участия, давать им какие-то должности в правительстве за это. Или же второй вариант – все может закончиться политическим кризисом, выходом из которого будет роспуск парламента, если этот парламент перестанет для Зеленского выполнять функцию легитимизации всех его “хотелок”. С учетом фактора протестов, фактора отсутствия полноценной вакцинации, если ее не будет, придется вводить локдауны, экономическая ситуация может не улучшаться, как это заложено в бюджете, а ухудшаться, и все это может закончиться абсолютным хаосом и атомизацией в Верховной Раде, которая просто перестанет нормально функционировать. Я бы не исключал, что на осень, как выход пара, вполне вероятно, что Зеленский парламент распустит».

Другого мнения придерживается Денис Гаевский: «Я думаю, что предпосылок к досрочным выборам нет. Формально они могут быть, но правящий класс не заинтересован в их проведении, поскольку показатели партии “Слуга народа” будут очень и очень скромными по сравнению с тем, что они набрали в 2019 году», – говорит политолог.

По результатам декабрьского опроса КМИС, «Слуга народа» потеряла первенство в симпатиях украинского избирателя впервые за два года. Ее рейтинг по сравнению с парламентскими выборами упал вдвое. «Наиболее вероятно проходной барьер преодолели бы “ОПЗЖ” (партию поддержали бы 23,1 % среди респондентов, которые определились с выбором), “Слуга народа” (20,9 %), “ЕС” (14,1 %) и “Батькивщина” (9,8 %)», – сообщили в КМИС. Сокращается и рейтинг самого Зеленского. Согласно исследованию группы «Рейтинг», за него готовы проголосовать 26,5 % граждан, доверяют – 43 %, не доверяют 54 % опрошенных.

«Посмотрев на бюджет 2021 года, – говорит Денис Гаевский, – можно констатировать, что никаких точек роста экономики и социальной сферы не видно, а внешняя конъюнктура, учитывая сокращение спроса в мировой экономике и коронавирус, не благоволит, поэтому падение рейтинга власти продолжится».

«За год произошел электоральный перелом, когда антирейтинги власти превысили рейтинги, – отмечает Руслан Бортник. – Это означает, что если бы президентские выборы произошли в 2021 году, например, и если бы на этих выборах появился бы новый Зеленский, человек антисистемный, с высокой узнаваемостью, с незапятнанной репутацией, то он этого Зеленского “сделал” бы, причем в первом туре. Антирейтинги Зеленского не позволяют ему побеждать нового Зеленского».

Читайте также по теме