Государственное бюро расследований (ГБР) может заработать уже летом. Однако экспертная среда сомневается, что новый орган займется делами в текущем году, ведь есть трудности в наборе кадров. Вместе с тем на деятельность бюро предусмотрено более полумиллиарда бюджетных гривен.
Созданное в рамках реформы правоохранительной системы ГБР должно, напомним, забрать функцию досудебного следствия у Генеральной прокуратуры, оставив ей роль государственного обвинителя. Практика дробления правоохранительной системы призвана ликвидировать монополию отдельных органов, минимизировав тем самым злоупотребления и факты коррупции в сфере. Но на лицо пробуксовка процесса.
Так, закон о ГБР был принят еще в 2015 году, а в 2016 году он вступил в силу. После череды переносов сроков бюро должно было стать субъектом правоохранительной системы в ноябре прошлого года, однако полноформатный старт работы органа так и не состоялся, поэтому ГПУ, лишенное по закону функции следствия, передало 20 тыс. уголовных производств НАБУ, в том числе дела экс-премьера Павла Лазаренко и экс-президента Виктора Януковича.
Надо сказать, что много времени забрала процедура отбора главы ГБР, которым в итоге стал выходец из ГПУ Роман Труба, до этого долго прободавший в прокураторе Львова и Львовской области. По его прогнозам, ГБР должно заработать в июле-августе.
«У нас амбициозные планы начать работу не позднее 1 сентября, но мы будем пытаться запустить бюро еще раньше, возможно в июле, августе», — заявил он.
ГБР, напомним, сосредоточит свою деятельность на выявлении уголовных правонарушений в высших эшелонах власти. Так, в подследственности бюро находятся Президент, народные депутаты, премьер-министр, члены правительства и судьи. Также в периметр внимания органа попадают коллеги из правоохранительной системы, включая генпрокурора и его заместителей.
Пока же бюро, в штате которого числятся только 3 человека (директор ГБР и два его заместителя), занято организационно-канцелярской работой, но впереди ожидается набор штата (в целом 1500 человек), который, по уверениям Р. Трубы, не будет иметь коррупционного шлейфа. Отметим, что для гарантий независимости будущих сотрудников оным определили зарплаты от 32 до 44 тыс. гривен в месяц в зависимости от должности. Сам Р. Труба получает 48 тыс. гривен. В целом в 2018 году, исходя из содержания госбюджета-2018, ГБР должно обойтись налогоплательщикам в 651 млн гривен.
«Мы рассчитываем, что к концу 2018 будет сформирован основной состав бюро (500 -700 человек – Авт.)», — говорит Р. Труба.
Правда, тут есть проблемы. Дело в том, что профильное законодательство не позволяет сегодня бюро организовывать отбор на руководящие должности ГБР, так как это право закреплено за внешней конкурсной комиссией. Это, со слов руководителя бюро, тормозит процесс формирования коллектива. В связи с этим Р. Труба уже призвал парламентариев внести соответствующие изменения в закон о ГБР.
«Сейчас ГБР ничем не занимаются, кроме как формированием штата сотрудников. Как я думаю, Труба хочет наиболее быстро, скажем так, и более самостоятельно сформировать кадровый состав бюро. Вот для чего он просит у Верховной рады расширения своих полномочий. Сложно сказать, как это повлияет на качество штатного состава ГБР. Но то, что директору не хватает полномочий, это еще один камень в огород депутатов и идеологов этой реформы. Я пока не берусь говорить, для чего на самом деле Труба сможет использовать эти расширенные полномочия, действительно ли для усиления административного веса», — сказал политолог Руслан Бортник.
Другой вопрос, который беспокоит многих, касается независимости бюро. Под прицел ГБР, как уже отмечалось, попадет вся «верхушка» власти. Руководитель бюро, которого, к слову, СМИ связывают с людьми из партии «Народный Фронт», говорит, что его ведомство сможет «расследовать такие уголовные производства, и по ним обязательно будет результат».
Однако, как показывает опыт, украинские реформы во многом неэффективны. К примеру, НАПК, как составляющая антикоррупционной вертикали, полностью себя дискредитировало. Достаточно вспомнить заявления бывшего сотрудника агентства Анны Соломатиной о политической коррупции и институте «смотрящих» внутри органа, а также пробуксовку в вводе автоматизированной системы предварительной проверки е-деклараций, которая открывает двери для масштабного анализа доходов чиновников, судей и депутатов. Сегодня агентство в ручном режиме проверяет недопустимый минимум документов из общего массива деклараций.
В то же время НАБУ продолжает в уставном порядке осуществлять свою деятельность. Эксперты это связывают с тем, что оно создавалось под прямым кураторством США и неформально подотчетно им. Но без Антикоррупционного суда, запуск которого, по разным оценкам, ожидается только после президентских выборов 2019 года, действия НАБУ выглядят неубедительными.
Суды по-прежнему лояльны к топ-фигурантам дел, инициированных в НАБУ. Далеко за примерами ходить не стоит: это сын Арсена Авакова, генералы Минобороны, народный депутат Николай Мартыненко, мэр Одессы Геннадий Труханов…
«Труба во многом воспринимается как креатура власти. Мы можем вспомнить, как он был избран: во время отбора в экстренном порядке был заменены кандидаты. В наших условиях, если уже говорит о штате бюро в целом, конкурсы и наборы не могут выступать гарантией независимости будущих сотрудников и того, что они не будут вступать в сговоры с властью или заниматься самообогащением», — комментирует политолог Алексей Якубин.
Эксперт также выразил сомнение, что к концу 2018 года ГБР будет укомплектован и полноценно заработает.
«Думаю, что власть будет пытаться затянуть процесс запуска ГБР, так же как это было с избранием руководства бюро. Власть пока заинтересована, чтобы через полгода ГБР взяла на себя часть функций, которые сейчас выполняет НАБУ. Напомню, если ГБР полноценно заработает, функции ГПУ, как и НАБУ, будут полностью у ГБР. Думаю, до конца 2018 года заработают только некоторые элементы ГБР. Кроме того, на первых порах нужно набрать около 500 сотрудников и провести соответствующие конкурсы. Быстро это сделать вряд ли удастся»,- заявил он.