Димитрий Бабич
06:00 30/05/2013

«Железка» к лету «готова»: поезда 60-х и антисанитария

Согласно официальной информации, распространенной по каналам «Укрзализныци», в сезон отпусков на крымском и одесском направлениях будут курсировать до 70 дополнительных поездов. Именно так руководство инфраструктуры планирует решить проблему пассажиропотока на самых востребованных летом маршрутах. Как отмечают сами железнодорожники, и техническое состояние подвижного состава, и качество обслуживания в таких аналоговых поездах оставляют желать лучшего. Гарантировать, что конкретно взятый пассажир доберется до места отдыха в добром здравии и хорошем настроении, транспортники не берутся… 

ШТРАФНИКИ-ПРОВОДНИКИ И ВАГОНЫ-ПРИЗРАКИ

По мере того, как проводник Вадим инспектирует доставшийся ему плацкартный вагон, его настроение улетучивается. «Записывай – в третьей секции треснуто окно, отсутствует дверь в туалет, не закрывается купе, — диктует он своему помощнику, который тщательно заносит в журнал дежурного все недостатки принимаемого объекта. – В тамбуре сломана задвижка печи, не работает рычаг подножки, соединительные электрические провода оголены». И далее, что называется, по списку, огласив который Вадим со вздохом приходит к выводу, что проще перечислить все преимущества вагона, нежели его недостатки. Как оказывается, преимущество у «объекта» одно: он может ехать. То есть двигаться. Двигаться по направлению к Симферополю в составе абсолютно идентичных искалеченных вагонов, которые на лето извлекают из глухих  отстойников, отмывают и в целом пытаются привести «в товарный вид».

«О каком комфорте здесь может идти речь? – вопрошает Вадим. – Эти «аналоги» были сделаны в шестидесятых годах прошлого века, они давно выработали свой ресурс и теперь пригодны разве что в качестве складских помещений». Явно раскрывая профессиональную тайну, проводник доверительно сообщает корреспонденту "ГолосUA", что поездные бригады на таких составах организуются из «штрафников». «Я, например, провинился, когда проспал две станции на московском направлении, — признается он. – Таким образом, меня дисквалифицировали на несколько рейсов в таких вагонах». Завершая свою «исповедь», Вадим отмечает, что ничего хорошего пассажирам от поездки в старых вагонах со «штрафниками» ожидать не приходится – дескать, сервис здесь отсутствует полностью.

Кстати, бывший начальник подобного поезда, некогда ходивший в рейсы до Симферополя и Керчи, отметил "ГолосUA", что страховые компании, оформляющие пассажирские проездные документы, крайне неохотно выписывают полисы для категории граждан, путешествующих в дополнительных поездах и прицепных вагонах. «Здесь порой царит настоящая антисанитария, — констатирует он. – А в жаркое время из-за заклинивших окон салон нагревается до 50 градусов по Цельсию!». По мнению специалистов, именно эти факторы зачастую приводят к инфекционным и сердечно-сосудистым заболеваниям. По самым скромным статистическим данным, только за прошедшее лето после поездок в «аварийных вагонах» за медицинской и страховой помощью обратилось более тысячи пассажиров! «Покупая билет в подобный состав, человек зачастую покупает билет в один конец, — сказал "ГолосUA" представитель независимого общественного движения защиты пассажиров Алексей Телегин. – Испорченное настроение – это порой самая маленькая цена за такое «путешествие».

МОНОПОЛИЯ ТОРМОЗИТ РАЗВИТИЕ  

О том, сколько именно жалоб на некачественное обслуживание в «добавочных» поездах поступает в соответствующие надзорные органы, официально не сообщается. В свою очередь в «Укрзализныце» утверждают, что внимательно рассматривают каждое обращение, по которому впоследствии проводится либо служебное расследование, либо инспекционная проверка. В самой структуре признают: вагонный парк в настоящее время «крайне изношен», но средств на приобретение новых подвижных единиц нет. Еще в прошлом году тогдашний министр инфраструктуры Борис Колесников утверждал, что только для поддержания нормального уровня функционирования украинских железных дорог системе необходимо как минимум 100-120 поездов дальнего следования и не менее 300-350 электричек. Нынешнее министерское руководство во главе с Владимиром Козаком также признает наличие проблемы, но пути ее решения пока не определены.

«Получается, мы, пассажиры, снова будем довольствоваться старыми, если не сказать – списанными вагонами, не выдерживающими никакой критики, — констатирует Алексей Телегин. – Увеличение рейсов будет  проводиться за счет пресловутых резервов».

Как бы там ни было, а «Укрзализныця» уже отрапортовала о введение в эксплуатацию 4532 пассажирских вагонов, которые будут курсировать в составе поездов Киев–Севастополь, Киев–Симферополь, Киев–Керчь, Луганск–Симферополь и других. Из этого числа системами кондиционирования воздуха оборудованы лишь 1664 (!) единицы. По словам специалистов, износ пассажирского подвижного состава, задействованного в ночных перевозках (категория поездов НШ и НП), превышает 85%. Граничный срок эксплуатации (28 лет) полностью исчерпали 3,6 тысячи единиц, или 51,7% от общего числа вагонов, при этом сам вагонный парк ежегодно сокращается на 200-300 единиц. Следует особенно отметить, что на указанных направлениях «Укрзализныця» является фактическим монополистом, ведь о намерении отменить рейсы в курортные зоны объявила авиакомпания Wizz Air.

«Таким образом, получается, что волей-неволей пассажиру придется пользоваться нашими услугами», — горько улыбается проводник Вадим, указывая помощнику на сломанную педаль спуска воды в унитазе вагонного туалета. «Хозяин вагона» всем видом дает понять, что исправить все недочеты в салоне попросту физически невозможно. Да это и ни к чему – ходят слухи, что уже в будущем году на указанных направлениях будут курсировать новенькие «Хюндаи». «Вагоны-призраки» же вновь отправятся в отстойники. До лучших – или худших – для «Укрзализныци» – времен…

Читайте также по теме